Что всетаки случилось с самолетом ту 154. Что случилось над Черным морем 

Несмотря на надежность конструкции, техника может дать сбой. Например, в случае некачественного обслуживания или заправки некачественным топливом. Одна из самых масштабных катастроф в истории гражданской авиации — гибель «Боинга 747» под Токио, жертвами которой стали более 500 человек, — произошла из-за грубейшего нарушения технологии ремонта самолета.

Наиболее опасными стадиями полета являются взлет и посадка, когда на самолет приходятся наиболее серьезные нагрузки. Именно здесь и может случиться роковой сбой.

Версия вторая. Ошибка экипажа

«Человеческий фактор» — основная причина авиакатастроф начала XXI века. Надежность техники оказывается выше надежности людей, ее пилотирующих.

В случаях с Ту-154 «человеческий фактор» стал решающим во время , а также при катастрофе самолета президента Польши под Смоленском.

«Неловкий спектакль». Польша снова расследует катастрофу под Смоленском.

Ту-154, разбившийся под Сочи, пилотировал опытный экипаж, однако для того, чтобы полностью исключить «человеческий фактор», предстоит изучить еще большой массив данных.

Версия третья. Террористический акт

24 августа 2004 года террористка-смертница взорвала Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший по маршруту Москва — Сочи. Жертвами диверсии, не считая смертницы, стали 45 человек.

Эксперты спецслужб весьма скептически относятся к версии теракта по отношению к Ту-154, погибшему 25 декабря. Речь идет о самолете Минобороны, что предполагает более ограниченный доступ к нему. Подтвердить или опровергнуть версию теракта можно будет лишь после обследования обломков самолета на предмет обнаружения взрывчатых веществ.

Версия четвертая. Поражение ракетой

4 октября 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, над Черным морем был сбит зенитной ракетой ПВО Украины, запущенной во время учений. Жертвами трагедии стали 78 человек.

Регион и модель самолета совпадают с нынешним случаем, однако пока речь идет только о совпадении. Никакой информации о запусках ракет комплексов ПВО в районе катастрофы Ту-154 пока нет. Допустима и версия атаки Ту-154 при помощи переносного зенитного ракетного комплекса, но подобная диверсия, во-первых, выглядит еще более сложной для исполнения, а во-вторых, не имеет пока никаких материальных подтверждений.

Версия пятая. Попадание птицы в двигатель

История «Чуда на Гудзоне» — аварийной посадки самолета А320 на воду реки Гудзон в Нью-Йорке 15 января 2009 года, началась со столкновения лайнера при взлете со стаей канадских казарок. Птицы попали в оба двигателя, выведя их из строя.

Подобный сценарий в истории мировой авиации встречался сотни, если не тысячи раз, и порой приводил к масштабным трагедиям. У экипажа, потерявшего двигатель во время взлета, остается очень мало времени на принятие экстренных мер.

На Черном море зимует много перелетных птиц, а конкретно в районе Сочи находится орнитопарк. Подтвердить или опровергнуть данную версию можно будет после осмотра двигателей разбившегося Ту-154.

Самый массовый и надежный

Разработанный в 1960-х годах в КБ Туполева самолет Ту-154 является самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом. До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 являлся основным самолетом на маршрутах средней дальности в России.

Выпуск Ту-154 в различных модификациях был завершен в 2013 году. Всего было выпущено 1026 таких самолетов.

За все время эксплуатации трагедия под Сочи стала 74-м случаем потери самолета такого типа в катастрофах и серьезных авариях.

Ту-154, конечно, уступает по надежности и комфорту современным самолетам, однако, по мнению пилотов, является вполне безопасной машиной. Большинство катастроф, происходивших с самолетами Ту-154, не были связаны с конструктивными недостатками лайнера.

Говорить о том, что случилось с Ту-154 Минобороны, упавшим практически сразу после вылета из аэропорта Сочи 25 декабря 2016 года, пока сложно. Следователям и экспертам предстоит найти «черные ящики», изучить обломки, познакомиться с переговорами экипажа и диспетчеров. Только после этого можно будет сделать какие-то конкретные выводы.

  • © Reuters / Kazbek Basayev

  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина
  • © РИА Новости / Нина Зотина

  • © РИА Новости / Виталий Белоусов

  • © РИА Новости / Виталий Белоусов
  • ©

Расследование, версии

"Закрылки!" И затем: "Командир, мы падаем!" Таковы были последние слова одного из членов экипажа Ту-154, зафиксированные бортовым самописцем самолета.

Как пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на мнение опрошенных газетой специалистов, неуборка закрылков на старте является неприятным, но не фатальным событием. Выход из такой ситуации подробно описан в руководстве по летной эксплуатации Ту-154, эти действия постоянно отрабатываются экипажами на тренажерах. Возникающий при подобном происшествии пикирующий момент летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета (горизонтального оперения, расположенного в хвостовой части). Это позволяет выровнять машину и вернуться на аэродром вылета. Но экипаж Ту-154 Минобороны, пишет газета, по какой-то причине не смог решить проблему отказавших закрылков, а напротив - «своими действиями лишь мог усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту» - начав, по-видимому, слишком активно тянуть штурвалы на себя и одновременно увеличивая режим работы двигателей. В результате самолет мог выйти на закритические углы атаки, потерять скорость и упасть в море.

Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на источник в силовых структурах, что к атастрофа Ту-154 над морем произошла, когда пилоты, как и положено, убирали механизацию, увеличивающую на взлете подъемную силу крыла. "При этом по пока непонятным причинам самолет шел с большим углом тангажа, - сказал источник агентства. - По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". Самолет вдобавок болтало из стороны в сторону". При большом положительном угле тангажа у самолета оказывается чрезмерно задран нос и он теряет подъемную силу. Источники агентства не исключают сочетания нескольких причин катастрофы одновременно, включая и технический, и человеческий факторы.

Самописцы были найдены во вторник рано утром. "В 5 часов 42 минуты по московскому времени на удаленности 1600 метров от берега на глубине 17 метров телеуправляемым аппаратом "Фалкон" обнаружен основной бортовой самописец. В ближайшие часы самолетом военно-транспортной авиации он будет доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы, специалисты которого займутся его расшифровкой", - говорилось в сообщении Минобороны, которое цитировал ТАСС.

Водолазы судна "Эпрон", которое ведет поиски погибших, подняли, по данным на 9.00 среды, 15 тел.

РИА Новости цитировало свой источник, который сказал агентству о сроках расшифровки полетных данных, зафиксированных бортовыми самописцами: «По опыту могу сообщить, что это занимает от одного дня до нескольких лет. Всё зависит от степени повреждения плёнки. В условиях катастрофы Ту-154 есть основания полагать, что всё сохранилось».

Также приводились данные о том, что ночью на удалении 1700 метров от берега на глубине около 30 метров обнаружены пять фрагментов самолета в дополнение к поднятым ранее. "Это несколько частей фюзеляжа, фрагменты двигателей, различные механизмы и агрегаты", сообщает ТАСС.

Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на ФСБ, основными рабочими версиями крушения Ту-154 в Черном море, которое произошло 25 декабря, являются "попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета".

Во вторник утром на первый план выдвинулась версия попадания посторонних предметов в двигатель. Как сообщил «Коммерсант», сотрудник береговой охраны погранвойск ФСБ, находившийся в момент авиакатастрофы на катере в акватории Сочи, рассказал, самолет вместо набора высоты быстро снижался к поверхности моря с неестественно задранным вверх носом, после чего коснулся хвостом воды.

В то же время агентство НСН приводит слова бывшего замминистра гражданской авиации СССР, заслуженного пилота Олега Смирнова, который высказал свои сомнения: «Информации свидетеля вряд ли можно на сто процентов доверять, потому что все это происходило ночью. Представьте себе, ночь, ничего не видно, и вы вдруг видите, что самолет летит с задранным носом. Как это возможно? Да, у него были включены фары, виден был их свет. Где находился свидетель? Если в море, то что-то можно было разглядеть, если с берега, то он видел только удаляющийся самолет. Конфигурацию удаляющегося самолета ночью разглядеть невозможно», - заявил НСН Смирнов.

"Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено", - сообщили в понедельник агентству "Интерфакс" в ЦОС ФСБ России. Там отметили также, что имеется запись видеорегистратора, с которой работают члены следственной группы. Кроме того, установлены очевидцы падения авиалайнера.

Важным свидетельством являются уже поднятые из воды фрагменты самолета и тела погибших в авиакатастрофе. Следов взрывчатки на них не найдено. Также не обнаруживается характерных для взрыва или попадания ракеты повреждений. На основе этого источник агентства "Интерфакс", знакомый с ситуацией делает вывод о том, что "версия теракта на данный момент не находит подтверждения".

В качестве аргумента в пользу этой версии наблюдателями приводится то обстоятельство, что о пилотов не поступило никакого тревожного сигнала. В случае теракта они действительно могли не успеть его подать. Но источник агентства объясняет это обстоятельство иначе: "Факт, что пилот не подал сигнал SOS, объясняется тем, что пилоты находились в стрессовом состоянии: в критическом состоянии они пытались спастись, речь шла о секундах. И понятно, что им было не до того, чтобы подать сигнал".

Ранее, также со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, "Интерфакс" сообщал, что согласно свидетельским показаниям и другим объективным данным, полученным в ходе расследования, "самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине - возможно, перегруза и технической неисправности - рухнул в море". Самолет летел низко, не набирая высоту, необычно долго, - подчеркнул источник со слов свидетелей происшедшего. "Речь идет, скорее всего, о возможной поломке агрегатов, отвечающих за набор высоты, либо недостаточной тяге двигателей. При этом не исключен и человеческий фактор, который мог способствовать возникновению критической ситуации", - сказал он агентству.

Некачественное топливо маловероятно, как причина крушения самолета. По словам источника "Интерфакса", другие воздушные суда, заправленные в Сочинском аэропорту одновременно с рухнувшим самолетом, совершили свои полеты безаварийно.

Он также отметил: "На данном этапе версия теракта практически исключена", - ее опровергают имеющиеся материалы объективного характера, в том числе и показания очевидцев.

Ранее российские информагентства со ссылкой на источник в спецслужбах сообщали: «Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись». «Планировалась его дозаправка в Моздоке, но из-за погодных условий она была перенесена в Адлер, и таким образом, сведений о том, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было». Сообщалось также, что в аэропорту Адлера самолет был взят под охрану, на борт поднимались только два пограничника и таможенник, питание на борт не подавалось. Покидал самолет лишь штурман для контроля дозаправки, а сама она осуществлялась штатным персоналом. Эти обстоятельства в понедельник дали основание говорить, что «на данный момент нет никаких данных, свидетельствующих в пользу теракта, и органы безопасности и следствие не рассматривают эту версию как основную».

Крушение произошло почти в идеальную для полетов погоду. Пилотировал борт опытный летчик первого класса Роман Волков. Выпущенный в 1983 году, Ту-154 году был отремонтирован 2 года назад, а осенью этого года прошел плановое обслуживание.

Министр транспорта России Максим Соколов, возглавивший правительственную комиссию, объяснил большой разброс обломков самолета Минобороны Ту-154 (на который некоторые наблюдатели указывают как на признак теракта) большим течением в этом районе. Правительственную комиссию по выяснению причин катастрофы поручил образовать президент Владимир Путин. Президент поручил также оказывать всю необходимую помощь родственникам погибших.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, версия теракта «полностью исключена»: «Самолет Минобороны, воздушное пространство России, здесь не может быть такой версии», – заявил он РИА «Новости». Озеров предположил, что Ту-154 не удалось выйти на нужную траекторию разворота над морем после взлета.

При этом источники петербургского издания "Фонтанка" сообщили, что ФСБ отрабатывает версию теракта и проверяет всех, кто имел доступ к лайнеру Ту-154.

Расследование уголовного дела о крушении самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем по поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина передано в Центральный аппарат СК. Об этом сообщила в воскресенье и. о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко."По поручению председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия"), по факту крушения самолета Ту-154 в Краснодарском крае передано в Центральный аппарат СК России для проведения наиболее полного и объективного расследования".

В понедельник "Интерфакс" сообщил, что военно-следственным отделом СК России по Сочинскому гарнизону по факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

Трагедия

В воскресенье утром летевший в Сирию из сочинского аэропорта самолет Ту-154 Министерства обороны РФ упал в воду примерно через 2 минуты после взлета. В самолете находились 92 человека, из них восемь членов экипажа, двое госсслужащих, восемь военнослужащих, почти в полном составе хор ансамбля имени Александрова, балерины, девять тележурналистов, а также Елизавета Глика, известная как доктор Лиза.

Часть состава Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова летел в Сирию на базу Хмеймим поздравлять российских военнослужащих с Новым Годом. Вместе с ним летел и его начальник и художественный руководитель, генерал Валерий Халилов.

Исполнительный директор МОО "Справедливая помощь" Елизавета Глинка сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.

Люди несут цветы к зданию в Москве, где располагается Ансамбль песни и пляски им. Александрова, это Земледельческий пер., 20, стр. 1, к зданию на ул. Пятницкой, 17/4 стр. 1 , в котором находится Фонд "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, а также к телецентру "Останкино".

В день крушения начались активные поисково-спасательные работы, на которые брошены все силы МЧС Юга России и подкрепление из Москвы В спасательной операции задействованы суда, вертолеты и беспилотные аппараты МЧС и Вооруженных сил РФ. Фрагменты корпуса Ту-154 были обнаружены в 1,5 километрах от берега на глубине 50-70 метров. Происходит также обнаружение тел погибших. По данным Минобороны на середину дня 26 декабря, поиски на месте падения Ту-154 ведут 45 кораблей и судов (в полтора раза больше, чем накануне днем), 12 самолётов, 10 вертолётов. Вечером удалось поднять большой фрагмент фюзеляжа.

В связи с крушением самолета Минобороны РФ организована горячая линия, телефон: 8-800-100-1886. Более 3 тыс. человек принимают участие в поисково-спасательной операции в Черном море .

Президент объявил понедельник днем траура по погибшим в крушении Ту-154.

Погибшие

Состав экипажа Ту-154 85572:

1. м-р Волков Р.В.

2. к-н Ровенский А.С.

3. п/п-к Петухов А.Н.

4. к-н Мамонов А.В.

5. ст. л-т Парикмахеров В.Н.

6. м-р Трегубов В.А.

7. ст. л-т Сушков B.C.

8. ст. л-т Суханов А.О.

Список лиц, перевозимых на воздушном судне:

Военнослужащие:

1. г/л-т Халилов В.М.

2. п-к Хасанов А.Б.

3. п-к Ваганов А.И.

4. п-к Иванов А.Ю.

5. п/п-к Колосовский А.В.

6. м-р Долинский А.И.

7. п-к Негруб А.Н.

8. к-н Абросимов С.С.

Федеральные государственные гражданские служащие:

1. Губанков А.Н.

2. Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»:

1. Глинка Е.П.

Средства массовой информации:

1.Рунков Д.А.

2.Денисов В.В.

3.Сойдов А.А.

4.Лужецкий М.В.

5.Обухов П.К.

6.Пестов О.М.

7.Ржевский В.В.

8.Суранов А.А.

9.Толстов Е.В.

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

1. Сонников А.В.

2. Гужова Л.А.

3. Ивашко А.Н.

4. Бродский В.А.

5. Булочников Е.В.

6. Голиков В.В.

7. Осипов Г.Л.

8. Санин В.В.

10. Буряченко Б.Б.

11. Бобовников Д.В.

12. Баздырев А.К.

13. Белоножко Д.М.

14. Бесчасинов Д.А.

15. Васин М.А.

16. Георгиян А.Т.

17.Давиденко К.А.

18.Денискин С.И.

19.Журавлев П.В.

20.Закиров P.P.

21.Иванов М.А.

22.Иванов А.В.

23.Котляр С.А.

24.Кочемасов А.С.

25.Кривцов А.А.

26.Литвяков Д.Н.

27.Мокриков А.О.

28.Моргунов А.А.

29.Насибулин Ж.А.

30.Новокшанов Ю.М.

31.Поляков В.В.

32.Савельев А.В.

33.Соколовский А.В.

34.Тарасенко А.Н.

35.Трофимов А.С.

36.Узловский А.А.

37.Халимон B.JI.

38.Штуко А.А.

39.Крючков И.А.

40.Ермолин В.И.

41.Быков C.JI.

42.Колобродов К.А.

43.Корзанов О.В.

44.Ларионов И.Ф.

45.Ляшенко К.И.

46.Михалин В.К.

47.ст.с-т Попов В.А.

48.Разумов А.А.

49.Серов А.С.

50.Шахов И.В.

51.Арчукова А.А.

52.Гильманова P.P.

53.Игнатьева Н.В.

54.Клокотова М.А.

55.Корзанова Е.И.

56.Пырьева Л.А.

57.Сатарова В.И.

58.Трофимова Д.С.

59.Хорошова Л.Н.

60.Цвиринько А.И.

61.Шагун О.Ю.

62.Гурар Л.И.

63.Сулейманов Б.Р.

64. Столяр И.В.

Параметрический бортовой самописец потерпевшего крушение возле Сочи Ту-154 сохранился в отличном состоянии, а специалисты готовятся к выкладке собранных на дне Черного моря фрагментов воздушного судна. В СМИ, со ссылкой на расшифровку речевого самописца, выдвигаются различные версии причин падения лайнера. Опрошенные «Газетой.Ru» опытные летчики склоняются к версии с нарушением центровки самолета, возможно, из-за неправильного распределения пассажиров в салоне.

Второй бортовой самописец потерпевшего крушение самолета Ту-154 сохранился в отличном состоянии. По крайней мере, так его состояние оценили при первичном осмотре. Об этом сообщил в среду в эфире телеканала «Россия 24» старший инженер комиссии по расследованию катастрофы Дмитрий Попов.

«Состояние по внешнему виду отличное - немножечко повреждена теплоизоляционная и бронезащита. Даже то, что ручки на месте, это первый признак того, что, наверное, если не было воздействия соленой воды, то магнитная лента должна быть в отличном состоянии», - сказал специалист.

Он уточнил, что речь идет о параметрическом самописце, который был установлен в хвостовой части самолета. Этот прибор, как и первый обнаруженный «черный ящик», будет доставлен в ВВС в подмосковных Люберцах.

Кроме того, в ближайшие часы в Сочи планируется начать выкладку фрагментов разбившегося самолета. Для выяснения обстоятельств катастрофы на земле будет очерчен реальный контур Ту-154, для чего уже готовится площадка, - сообщили ТАСС источники в силовых структурах.

Ранее источник агентства сообщил, что всего за время поисковой операции обнаружено более 1,5 тыс. фрагментов и обломков самолета, примерно треть из которых - около 570, уже поднята на поверхность.

- …Скорость 300… (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, с…а, чё за *****!

Высотометр!

Нам… (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

В подлинности этого диалога сомневается руководитель летно-испытательного центра научно-исследовательского Института гражданской авиации, испытатель Ту-154, герой России Рубен Есаян.

«На самолете Ту-154 никто не говорит «забрал шасси» или «забрал стойки».

После взлета на высоте не ниже 10 метров командир дает команду «убрать шасси». Кран шасси находится ближе всех ко второму пилоту. Второй пилот берет этот кран, понимает, тут же срабатывает сигнализация, гаснут табло, что шасси выпущены, а потом загорается надпись, что шасси убраны. Все. Так что все эти диалоги - выдумки каких-то сочинителей», - настаивает Есаян.

По его словам, закрылки на самолете Ту-154 входят в систему управления, а все системы управления самолета имеют двойное, а иногда и тройное резервирование. Если произошел какой-то отказ, то сработают запасные системы. «Отказ - и все выключилось и отрубилось… В авиации так не происходит.

И если пилот якобы крикнул „Командир, закрылки!“ - это не значит, что причина именно в них», - заключил летчик-испытатель.

Опытный пилот Ту-154, пожелавший не называть своего имени, рассказал «Газете.Ru» свою версию того, что могло произойти с самолетом.

По словам специалиста, шасси убираются при взлете самолета на высоте 15-20 метров. В этот момент происходит небольшая перецентровка самолета, которая убирается триммером - компенсирующим устройством. В Ту-154 - это механизм эффекта триммирования (МЭТ), который корректируют затяжку в системе пружин, удерживая штурвальную колонку от отклонений. Для управления МЭТ используются переключатели на рукоятках штурвалов, при включении которых, штурвальная колонка плавно перемещается в заданное пилотом положение.

На высоте 100 м и на скорости приблизительно 400 км/час происходит уборка закрылок, выпускаемых при взлете на 25 градусов. Эту операцию осуществляет бортинженер. Он может прекратить ее в любой момент, особенно в тех случаях, когда уборка закрылок идет не синхронно.

При уборке закрылок пилот ощущает тянущие усилия на штурвале, поскольку уменьшается подъемная сила самолета. Эти усилия тоже парируется триммированием, чтобы самолет «не висел на руках». С увеличением скорости и нарастанием подъемной силы, наоборот, возникают давящие усилия на штурвале, которые снимаются «отдачей триммера от себя».

«Если командир закричал «Закрылки!», то вполне возможно, что на штурвале возникли такие давящие усилия, парировать которые триммированием командир корабля уже не смог», - объясняет летчик.

Как предположил собеседник «Газеты.Ru», возможно в самолете все-таки была нарушена центровка. «Почему это не сказалось при взлете в Чкаловском и посадке в Адлере? Тогда, вполне возможно, всех пассажиров разместили ближе к носу самолета, а уже в Адлере они расселись по своему желанию.

Борттехник просто не стал их будить и пересаживать ближе к носу. Возможно, что этого вполне хватило для создания задней центровки самолета и катастрофических последствий», - объяснил пилот.

Он напомнил, что таким образом разбился Ту-104 с командованием Тихоокеанского флота в 1981 году в Ленинграде.

Тогда, по версии генерал-лейтенанта, заслуженного военного летчика и бывшего командующего ВВС и ПВО Балтийского флота Виктора Сокерина, которую он рассказал в «Независимом военном обозрении», приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал лететь в своем салоне в передней части самолета в одиночку. С десяток человек выставили «в хвост», хотя требовалось сделать все точно наоборот, а потом обратно по местам только после взлета.

Командир экипажа рассчитывал, что сможет с небольшим углом оторвать машину от взлетно-посадочной полосы на скорости больше расчетной с максимальным предельно допустимым отклонением, но покатившиеся по проходу после начала разбега рулоны бумаги привели к выходу центровки за критические пределы, и машина потеряла управление.

«Самолет - это «аптекарские весы», коромысло которых лежит на некоем условном, весьма небольшом по ширине бруске.

И оно (коромысло) параллельно земле (и не падает) только в случае, если на обеих чашах весов примерно равные массы. Ширина бруска в данном примере и есть разрешенный «зазор» между предельно-передней и предельно-задней центровками», - писал Сокерин.

Собеседник «Газеты.Ru» знакомый с предварительными результатами расследования отказался говорить о версиях катастрофы, но уточнил, что никакой перегрузки Ту-154, как и тяжелых грузов на его борту в принципе, не было. По его словам, кроме музыкальных инструментов и небольшого количества коробок с гуманитарным грузом, который брала с собой филантроп Елизавета Глинка, в самолете ничего не было.

«Как это всегда было, туда отбирались и попадали лучшие, и я думаю, что так и будет», - сказал министр.

В среду стало известно, что президент России Владимир Путин изменил формат традиционного новогоднего приема в Кремле после крушения Ту-154. «Вы знаете, что произошло у нас, какая трагедия недавно. Поэтому я хочу изменить традиционный прием в честь Нового года, чтобы он носил рабочий характер», - цитирует слова Путина РИА «Новости».

На военно-транспортном самолете Ту-154, который направлялся в Сирию с подмосковного аэродрома Чкаловский и потерпел крушение в Черном море после дозаправки в Адлере утром 25 декабря, на борту находились 92 человека - восемь членов экипажа, восемь пассажиров-военнослужащих, двое федеральных госслужащих Минобороны, 64 артиста Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, девять журналистов федеральных телеканалов и глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.

Стало одной из самых больших трагедий уходящего года. На борту лайнера находились 92 человека, все они погибли. В каждом подобном случае неизбежно появление различных версий произошедшего. ”Лента.ру” попыталась разобраться в происходящем.

NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Обстоятельства

Самолет Ту-154Б-2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод ”Авиакор”), практически все время эксплуатировался - сначала в составе 8-й авиадивизии особого назначения ВВС , затем - созданного в 1993 году 223-го летного отряда.

По состоянию на день катастрофы самолет выработал около 11 процентов летного ресурса при среднем налете чуть более 200 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс борта составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие - обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки, как правило, личного состава вооруженных сил. Предприятие организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) в Чкаловском в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 15 января 1993 года №37-рп ”Об обеспечении деятельности 223-го и 224-го летных отрядов Минобороны России” для воздушных перевозок в интересах госструктур.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на . Из Сочи лайнер вылетел в 05:25 и упал, по имеющимся данным, проведя в воздухе до момента катастрофы две минуты.

Пунктом назначения рейса была российская авиабаза Хмеймим в . Самолет вез артистов военного ансамбля имени Александрова, журналистов и сопровождавших их военнослужащих. Кроме того, на борту находилась , известная как Доктор Лиза, и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.

Версии

Основные обсуждаемые публично версии произошедшего сводятся к трем: неисправность техники, ошибка пилотирования, террористический акт. Сопутствующим обстоятельством к первым двум могла бы выступить погода, однако имеющиеся данные по фактическим погодным условиям в Сочи на момент катастрофы говорят о том, что они были вполне приемлемыми:

Видимость 10 километров и более. Облачность в несколько слоев: нижний слой 5-7 октантов (восьмых долей), с нижним краем 1000 метров, над ним еще слой, сплошной с нижним краем 2800 метров, температура +5, точка росы +1, давление примерно 763 миллиметра ртутного столба. Взлетные полосы сухие. Восточный ветер 5 метров в секунду. На море - высота волны до 0,1 метра.

Все три версии не могут быть ни подтверждены, ни исключены до официальных выводов комиссии по расследованию, однако можно попробовать ”разложить на столе” имеющуюся информацию хотя бы для того, чтобы ее упорядочить.

ТОП

Последний раз борт RA-85572 ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.

Такой возраст и ресурс совершенно нормальны для лайнеров, находящихся в военной эксплуатации. Так, один из основных грузопассажирских самолетов C-135 Stratolifter, строившийся с 1956 по 1965 год, по-прежнему остается в эксплуатации, а общий срок службы этих самолетов может приблизиться к столетию - они останутся в составе ВВС как минимум до 2040-х годов.

Сам по себе Ту-154 относится к надежным машинам, вместе с тем от технических неполадок не застрахованы никакие самолеты, и, разумеется, эта версия будет одной из основных.

Экипаж разбившегося лайнера характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154, разбившимся в , управлял летчик первого класса Роман Волков.

”Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков - летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов”, - сообщили в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.

Подполковник Александр Петухов - штурман разбившегося Ту-154Б-2 - в апреле 2011 года участвовал в спасении ”танцующего лайнера”. Тогда самолет такой же модели совершал посадку в аэропорту Чкаловский с неисправной системой управления. Борт Ту-154Б-2 RA-88563 планировали перегнать на ремонт в Самару. После взлета самолета в работе его системы управления обнаружились неполадки. Самолет стал раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли. Журналисты позднее назвали лайнер танцующим.

Тем не менее самолет удалось вернуть на полосу в Чкаловском благодаря умелым действиям экипажа. Петухов был штурманом ”танцующего лайнера”. Его вместе с коллегами наградили орденами Мужества.

Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии ”Б”, многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отметать версию возможной трагической ошибки. По мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса является недостаточным.

Наконец, учитывая политическую обстановку, нельзя исключать версию теракта, в том числе и в силу специфических особенностей организации военных рейсов. К сожалению, строгость проверки и охраны на военных пассажирских перевозках в основном куда мягче, чем в коммерческих авиакомпаниях. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит ”свой” коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не входит в сравнение с традиционными мерами в подавляющем большинстве гражданских аэропортов развитых стран.

В этих условиях можно допустить как возможность наличия на борту взрывного устройства, которое могло быть помещено в багаж лайнера еще при погрузке, так и возможность его проноса на борт при промежуточной посадке в Сочи. Во всяком случае вероятность подобного развития событий не исключают спецслужбы, начавшие проверку тех, кто мог иметь доступ на борт самолета в аэропорту вылета и в Сочи.

Что случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи: теракт или катастрофа? Последние новости о расследовании трагедии над Черное море – что же скрывается за падением лайнера Минобороны? Опубликованные последние слова второго пилота «Закрылки! Командир, падаем! » натолкнули общественность, а также многих экспертов на то, что причина падения самолета – ошибка экипажа. Однако, профессиональные летчики в эту версию верят с трудом. Что же случилось на борту рокового RA-85572? Был ли он сбит из наземного ПЗРК, могли ли туда поместить взрывчатку?


Из-за того, что в новостях за последние годы появилось огромное количество фейков, многие россияне совершенно справедливо не верят в официальные версии. И на то есть справедливые основания. Ведь из-за операции РФ в Сирии уже был сбит Боинг над Синаем, вполне логично, что властям, не очень бы хотелось, чтобы в очередной раз пострадали люди.

Пусть и не совсем гражданские, но все-таки, не имеющие прямого отношения к военным действиям.

Результаты расследования пока не афишируются, что еще больше сгущает краски.

Версия №1: ТУ-154 был сбит или взорван

В пользу этой версии говорит то, что экипаж не доложил на землю о происшествии. В момент катастрофы он находился приблизительно на высоте приблизительно 250 метров, что вполне достаточно для поражения из ручного переносного зенитно-ракетного комплекса.

Кроме того, эксперты отмечают большой разлет обломков. При падении в воду скорость фрагментов фюзеляжа быстро теряется, поэтому крупный радиус разлета может быть только при взрыве в воздухе. Официальные источники говорят о течении, но какое течение может передвинуть крупные части весом в несколько тонн? Да и откуда течение у курортного города?

Также есть записи с камер видеонаблюдения, на которых зафиксирована вспышка в небе в момент крушения ТУ-154. Возможно, конечно, это свет фар переворачивающегося лайнера, но тогда где стробовые и крыльевые огни? А еще фары на Ту-154 выключаются и убираются на 100 метрах, самолет взлетал в сторону моря. Так что – очень сомнительно, что это были фары.

Местное время катастрофы: 5 часов 27 минут. На побережье темно – террористы вполне могли выпустить ракету, а потом скрыться.

Не исключается и версия взрыва, пусть аэропорт и хорошо проверяется, но случаи подрыва самолетов в российском небе уже были.


Версия №2: ошибка пилота

То, что опытный пилот мог перепутать рычаг шасси и закрылков – полный бред. Да, они расположены в Ту-154 рядом, но они обладают разным ходом. Шасси убираются сразу же после отрыва от полосы, при наличии уверенного набора. Закрылки – после, по достижению определенной скорости. Сомнительно, что на высоте 250 метров командир вдруг вспомнил про неубранное шасси, а второй пилот дернул за закрылки. Это надо не только быть в стельку пьяным, но еще и обкуриться спайсов.

Если же перепутаны были закрылки с шасси сразу после взлета, то самолет (который еще якобы был перегружен) никак не набрал бы 250 метров, а сразу бы просел на землю.

Уборка закрылков сопровождается репликой «убираются синхронно», также, как и команда по уборке шасси. То есть, все действия пилотов в кабине контролируются друг другом и дублируются голосом, перепутать что-то крайне сложно.

Еще один довод – ну просто не мог второй пилот так глупо ошибиться . При подготовке летчиков натаскивают до рефлексов на потерю скорости, отказы и так далее. Взаимодействия в экипаже Ту-154 настолько отточены за десятки лет работы, что просто невозможно допустить столь явный фейл.

Самолет, конечно, очень сложный, но на взлете катастроф ТУ-154 по ошибке экипажа не было вообще.

Версия №3: отказ техники

Падение ТУ-154 в Сочи из-за отказа техники вполне вероятно, так как эти машины никогда не отличались большой надежностью. Асинхронная уборка закрылков, например, могла привести к перевороту. Хотя, опять же, экипаж это отслеживает, если закрылки убираются неравномерно, то они сразу же выпускаются обратно, самолет прекращает набор, и возвращается на аэродром вылета.

Могла отказать система АБСУ или другая электроника, как это было с «танцующим» ТУ-154 Минобороны в Чкаловском. Тогда был день, хорошая погода, посадка прошла успешно. Сейчас – ночь, усталость, могли растеряться. Но тогда где доклад на землю?

Более вероятной версией является отказ двигателей при сильной загрузке. Но тут опять же, отказать должны сразу три, например, из-за плохого топлива. И при этом есть шанс посадить самолет на воду, опять же, был бы доклад.

Возможен также теракт ТУ-154 в декабре в Сочи, но не подрывом, а диверсией. Сама по себе машина 1983 года выпуска, но с не таким уж большим налетом.

Все ждут когда будет опубликован полный отчет МАК с причиной катастрофы, но факт в том, что реальных факторов общество может так никогда и не узнать. И что действительно случилось с самолетом ТУ-154 из Сочи навсегда останется в архиве ФСБ.

Волосы