Физическое совершенство включает. Физическое совершенство - это красота и здоровье тела

Оптимизация физического развития идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие “физическое совершенство ” обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно-исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе
и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует,
в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.

Спорт

Всовременных системахфизического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире.

Спорт как одна из форм физической культуры, также оказывает позитивное влияние на здоровье людей (Н.И. Пономарев 1996; А. Хардман 1996; и др.).

Однако исследования показали, что на современном этапе
в России частично произошла переориентация физической культуры. В связи с чем обнаружились следующие негативные изменения: снижение физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях затруднило доступ к занятиям физической культурой, особенно детей и подростков, ослабило ее оздоровительную функцию, что
в условиях общего ухудшения здравоохранения может поставить под угрозу выживание всего народа (Н.А. Пономарев, 1996).

Проблема воздействия спорта на здоровье имеет большое социальное, прикладное и теоретическое значение. Современные исследования показали, что неправильная методика, использование запрещенных процедур и препаратов оказывают негативное влияние на здоровье. Однако причины заболеваний у спортсменов связаны не с самой сущностью спорта, а с определенными “факторами риска”, число которых в современных условиях стремительно возрастает. Эти факторы сгруппированы авторами следующим образом: недочеты системы отбора, спортивной ориентации, допуска к тренировке и соревнованиям, нарушение режима и методики тренировки, несоблюдение требований гигиены и здорового образа жизни, недостатки врачебно-педагогического контроля, отсутствие должной индивидуализации тренировки, недостаточный учет специфических факторов отдельных видов спорта (В.А. Геселевич, Н.Д. Граевская, В.Г. Лиошенко, Л.Н. Марков, 1996). Перечисленные “факторы риска” во многом указывают на недостатки в подготовке физкультурных кадров.

В связи с этим учеными активно разрабатываются пути и стратегии выхода из кризисной ситуации.

Достижение ученых последних лет - создание новых концепций и программ физического воспитания, принципиальным шагом которых является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации здорового образа жизни. Главные принципы этой стратегии - адекватность содержания физической подготовки, занятий отдельными видами спорта и их условий индивидуальному состоянию человека, свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями каждого человека (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.И. Лях, А.П. Матвеев, 1996 и др.). Проверенная экспериментально концепция физического воспитания и спорта позволяет утверждать, что создание условий для освоения человеком комплекса ценностей физической культуры становится для него мощным стимулом самоопределения и самореализации в современном мире (Л.И. Лубышева, 1996).

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими). В отличие от других форм деятельности человека, включающих соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства
и т.д.), соревновательная деятельность в спорте строится прежде всего по специфической логике, в форме состязания. При этом ее характеризуют особый тип отношений соперничества, свободный
в принципе от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания.

Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте – достижение возможно высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют ее социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт - это и неуклонное стремление человека к расширению “границ” своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных
с преодолением возрастающих трудностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом жизненном пути,
и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое. Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление. В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

В широком понимании «спорт» - это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективным закономерностям их достижения в процессе специальной подготовки (необходимость углубленной специализации, связанной с использованием тренировочных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения - от квалификационных значков и званий до высших правительственных наград). В силу этого спорт, по сравнению с другими средствами
и методами физического воспитания, позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

В интересах конкретизации представлений о соотношении физического воспитания и спорта важно наряду с изложенным учитывать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию.
Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В особой мере это относится к спорту высших достижений (так называемому “большому спорту”). Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средством физической культуры или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельный спорт и некоторые другие виды спорта, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельностью).

С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универсальное средство физического воспитания. В связи с повышенными, нередко предельными требованиями к функциональным возможностям организма и прочими специфическими особенностями спортивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие средства , предоставляющие возможности для менее “острого”, более регулируемого и избирательного воздействия (строго регламентированные физические упражнения, относящиеся к основной гимнастике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм, гигиенические факторы и использование внешних сил природы (солнца, воздуха, воды).

Кроме обобщающего понятия “спорт” пользуются термином “вид спорта”, означающим вид соревновательной деятельности, который характеризуется определенным предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой). Так, например, говорят о существовании многих видов спорта, о классификации видов спорта и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Что такое физическая культура?

2. Назовите основные понятия теории физического воспитания.

3. Какие основные понятия изучает Теория физической культуры?

4. Какую роль играет физическая культура в жизни человека?

5. Как влияет физическое воспитание на физическое развитие
человека?

6. Существует ли эталон физического совершенства человека?

7. Понятие «спорт», его социальные функции.

Вариант 5. ФК тест (32)

(правильный ответ выделить, поставить знак или подчеркнуть, заполнить таблицу ответов)

1. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях

a) физическая культура

b) физическая подготовка

c) физическое воспитание

d) физическое образование

2. Физические упражнения – это …

a) такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков

b) виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма

c) такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям

d) виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств

3. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …

a) разрядные нормативы и требования по видам спорта

b) методики занятий физическими упражнениями

c) общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

d) научно обоснованные задачи и средства физического воспитания

e) комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению

f) перечень конкретных норм и требований

4. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:

a) рациональное питание

b) личная и общественная гигиена

c) закаливание

d) двигательный режим

5. Первой ступенью закаливания организма является закаливание:

b) солнцем

c) воздухом

d) холодом

6. Развитию вестибулярной устойчивости способствуют:

a) челночный бег

b) упражнения “на равновесие ”

c) прыжки через скакалку

d) подвижные игры

7. В СПОРТЕ ВЫДЕЛЯЮТ:

a) массовый спорт

b) спорт высших достижений

c) инвалидный спорт

d) детско-юношеский спорт

e) дворовый спорт

ПРИ БОЛЯХ В ПРАВОМ БОКУ ВО ВРЕМЯ БЕГА СЛЕДУЕТ

a) снизить темп движения

b) сразу остановиться

c) обратиться к врачу

d) глубоко подышать, делая резкий выдох

9. ВИДЫ СПОРТА, НАИБОЛЕЕ БЛАГОТВОРНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ:

a) акробатика

b) шахматы

c) плавание

d) гимнастика

e) лыжные гонки

10. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры:

a) воспитание физических качеств

b) коррекция осанки

c) разучивание двигательных действий

d) функциональная подготовка организма

e) восстановление работоспособности

f) активизация внимания

11. Выбрать летние виды спорта:

b) биатлон

c) фристайл

d) триатлон

e) бобслей

12. Выбрать марафонские дистанции:

13. Виды спорта по которым проводятся соревнования только среди мужчин:

a) биатлон

c) прыжки на лыжах с трамплина

d) водное поло

Где больше проявляется физическая качество «сила»?

a) лазанье по канату

b) синхронное плавание

c) бег на короткие дистанции

15. Остановка для отдыха в походе называется:

a) ночлег;

b) стоянка;

c) привал;

d) причал.

16. Абсолютная сила – это:

a) максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела

b) способность человека преодолевать внешнее сопротивление

c) проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц

d) сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека

Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе

a) результаты научных исследований

b) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности

c) осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними

d) желание заниматься физическими упражнениями

18. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …

a) повторный максимум (ПМ)

b) силовой индекс (СИ)

c) весосиловой показатель (ВСП)

d) объем силовой нагрузки

19. Относительная сила – это сила, …

a) проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса

b) проявляемая одним человеком в сравнении с другим

c) приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы

d) проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением

Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества

a) показатели телосложения

b) показатели здоровья

c) уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков

d) нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации

21. Основу двигательных способностей человека составляют …

a) психодинамические задатки

b) физические качества

c) двигательные умения

d) двигательные навыки

22. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой …

a) педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех систем организма

b) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии

c) тип социальной практики физического воспитания, включающий теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни

d) процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями

И развития человека в соответствии с требованиями жизни. Многие современные люди не слишком развиты в этом отношении. Конечно, можно возразить, что условия современной жизни не требуют наличия особой силы. Сейчас для того чтобы жить и зарабатывать, достаточно иметь умственные способности. Но все-таки настоящая радость жизни возможна, только если человек обладает здоровым телом.

Физическое совершенство - это тот идеал, к которому должен стремиться каждый для формирования гармонично развитой личности. И при этом физическое совершенствование обязательно должно взаимодействовать с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитие тела для физического совершенства

Красота тела? движений, хорошая осанка и гармоничность в пропорциях. К показателям физического совершенства относятся все эти качества. Спорт и упражнения воспитывают желание быть цельным и слаженным в движении. Тренируя и развивая свое тело, мы подсознательно стремимся к эстетической красоте. Если бы не было этих мотивов, занятия спортом теряли бы всякий смысл. К тому же физическое совершенство - это именно то, что благотворно воздействует на умственные способности.

Важность физического развития

Мы все время должны заботиться о своем физическом развитии, если хотим поддержать организм в Это единственно верный путь избежать раннего старения, только таким способом можно укрепить и развить все части нашего тела.

Если мускулы бездействуют в течении продолжительного времени, то они теряют свою эластичность и увядают. Такое явление является обратным процессу развития и выражается в и их дряблости. Чаще всего такие проблемы возникают у людей, которые ведут сидячий и малоподвижный образ жизни. Такие люди устают от любого движения, а ослабленная нервная система становится причиной стресса и прочих заболеваний.

Стресс же, в свою очередь, негативно сказывается на работе внутренних органов, что ярко выражается на теле женщин в виде целлюлита. Наше тело, допустим, через целлюлит, подает нам сигналы, что мы ведем неправильный образ жизни.

Показатели физически развитого человека

Понятие "физическое совершенство" достаточно широкое, и прежде всего оно связано с уровнем и характером здоровья человека, с его работоспособностью и продолжительностью его жизни. Крепкое здоровье дает человеку возможность быстро и безболезненно адаптироваться к различным изменениям в жизни, быту и работе. Физическое совершенство - это именно то, что помогает добиться увеличения работоспособности.

Если на протяжении жизни человек часто болеет и рано умирает, то вряд ли это указывает на физическое совершенство. Стоит также отметить, что среди часто болеющих можно встретить и людей в отличной физической форме. Значит, и совершенство - это не одинаковые понятия. Совершенствование природы человека в широком смысле этого понятия во многом зависит и от социальных факторов.

Физическое совершенство - исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей (Ашмарин,1988).
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:

· уровень здоровья;

· физическая подготовленность;

· пропорциональное телосложение

· рациональная техника

· физкультурная образованность

· творческое долголетие.

2.8. Спорт – вид деятельности, направленный на спортивный результат, включающий в себя специальную подготовку и межчеловеческие взаимоотношения.

Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение (по Н.И. Сулейманову, 2001)

Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

В настоящее время необходимо уточнить соотношение части общепедагогических понятий, по которым отсутствует единая точка зрения среди ученых. К таким понятиям следует отнести, на наш взгляд, понятия образования, воспитания, обучения, технологии, методики и ряд других.

С учетом вышесказанного в статье сделана попытка логически обосновать определения главных понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношения ведущих понятий на общепедагогическом и философском уровнях.

Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий:

- физическое (телесное) развитие - есть комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной);

- физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;



- физкультурная деятельность - есть форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства;

- физическая культура - есть вид материальной культуры, характеризующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства;

Общепедагогический уровень определения понятий. После определения наиболее общих (философских) понятий следует перейти к более конкретному уровню определения основных понятий теории физической культуры. В качестве такового выступает общепедагогический уровень определения основных категорий теории физической культуры. Это связано с тем, что в содержании понятия физической культуры большой вес имеет педагогическая составляющая, т.е. физкультурное образование. К числу общепедагогических понятий, выступающих в качестве понятийного базиса в теории физкультурного образования, следует отнести понятия образования, воспитания, цели, задач, принципов, содержания, средств, методов и форм организации обучения, технологии и методики обучения. Системное определение данных понятий может быть представлено следующим образом:

- образование - есть процесс и результат целенаправленного формирования человека. Его основными элементами являются воспитание и обучение человека;

- воспитание (в узком смысле слова) - представляет собой целенаправленное формирование личности;

- обучение - есть целенаправленное формирование знаний, умений и навыков у человека с целью усвоения им социально-исторического опыта;



- цель образования - есть идеальный результат целенаправленного формирования человека;

- задача образования - это часть цели, отражающая определенную сторону идеального результата целенаправленного формирования человека;

- принцип образования- определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования человека;

- средство образования - это предметы, отношения и виды деятельности, используемые в процессе целенаправленного формирования человека;

- метод образования - способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;

- форма организации - образования представляет собой общий способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для достижения цели образования (урок, семинар, практикум и т.п.);

- метод организации образования - это конкретный способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для решения определенной задачи образования;

Технология образования- способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и форм организации, обеспечивающий эффективное достижение цели образования;

-методика образования есть область педагогики, которая на основе единства конкретных педагогических закономерностей и соответствующей технологии образования реализует его цели и задачи. Она занимает промежуточное положение между теорией и технологией.

Специально педагогический (конкретный) уровень определения понятий. В данном разделе будут приведены определения основных понятий теории физкультурного образования как ведущей составной части теории физической культуры. Часть основных понятий последней была определена при характеристике философского уровня определения понятий.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие определения основных понятий в теории физкультурного образования:

- физкультурное образование - целенаправленное физическое (телесное) формирование человека;

- физкультурное воспитание - целенаправленное формирование личности в аспекте достижения ею физического совершенства;

- физкультурное обучение - целенаправленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства;

- теория физкультурного образования - высшая форма научного знания о физкультурном образовании, дающая целостное представление о закономерностях формирования физического совершенства человека;

- оздоровительный спорт - пограничное между физической культурой и спортом социальное явление, сущность которого составляет решение оздоровительных задач с помощью средств спортивной тренировки;

- цель физкультурного образования - идеальный, мысленный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического совершенства;

- принцип физкультурного образования - определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства;

- средство физкультурного образования - предметы, отношения и виды деятельности, которые используются в процессе взаимодействия субъекта и объекта образования с целью достижения последним физического совершенства;

- метод физкультурного образования - способ использования его средства в процессе формирования физического совершенства человека;

- форма организации физкультурного образования -общий способ упорядочения взаимодействия участников процесса формирования физического совершенства;

- технология физкультурного образования -способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий достижение физического совершенства;

- методика физкультурного образования - одна из форм научного знания о физкультурном образовании, которая на основе единства педагогических закономерностей и технологии образования реализует процесс формирования физического совершенства;

- результат физкультурного образования - уровень достижения физического совершенства как целевой сущности физической культуры;

- физическое совершенство (в широком смысле понятия) - целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека.

К числу наиболее "предметных" категорий теории физической культуры следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и доказательства, приведем лишь непосредственные определения данных понятий и их разновидностей. Прежде всего отметим, что необходимо более четко разделять понятия "двигательное качество" и "двигательная способность". Исходя из этого, возможно следующее соотношение данных понятий и их разновидностей (см. табл 1):

- двигательное качество человека - существенная определенность в его двигательном взаимодействии с окружающей средой, проявляемая посредством соответствующих свойств;

- двигательное свойство человека - это конкретное функциональное проявление двигательного качества в процессе двигательного взаимодействия с окружающей средой;

- двигательная способность человека -совокупность его индивидуальных особенностей, определяющих степень успешного осуществления двигательной деятельности.

В нашем понимании понятие "двигательное" является родовым по отношению к понятиям "физическое (кондиционное)" и "координационное". Учитывая это, дадим определения следующим понятиям:

- "физическое (кондиционное) качество" - разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессе осуществления им двигательной деятельности;

- "физическая (кондиционная) способность" - это совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешности проявления физического качества в двигательной деятельности;

- "координационное качество" - разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно психофизиологических (психомоторных) свойств организма человека в процессе регулирования двигательной деятельности;

- "координационная способность" - это разновидность двигательной способности, представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешного проявления координационного качества в двигательной деятельности.

Таблица 1

Соотношение двигательных качеств и способностей

№ п/п Двигательные способности Двигательные качества
Физические (кондиционные) Физические (кондиционные)
1.1 Собственно силовые Мышечная сила (медленная)
1.2 Скоростно-силовые Мышечная сила: взрывная скоростная
1.3 Скоростные Двигательная быстрота
1.4 К мышечной выносливости Мышечная выносливость: анаэробная (скоростная) аэробная (общая) аэробно-анаэробная силовая
1.5 К гибкости Гибкость
Координационные Координационные
2.1 Дифференцировочная Кинестезическое дифференцирование: пространственное временное силовое
2.2 Ориентационная Пространственная ориентация
2.3 Ритмическая Ритмичность движения
2.4 Реагирующая Двигательная реакция
2.5 К сохранению равновесия Сохранение равновесия
2.6 К перестроению движений Перестроение движений

Конкретные разновидности понятия "физическое качество" могут быть определены следующим образом:

- мышечная сила человека - физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процессе двигательной деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяется на максимальную (медленную), взрывную и скоростную. Максимальная сила проявляется в процессе преодоления максимального и субмаксимального сопротивления в относительно медленных движениях, взрывная - в максимально быстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления и скоростная сила - в максимально быстрых движениях с относительно небольшим, чаще средним, сопротивлением;

- двигательная быстрота человека - физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают скоростные характеристики двигательной деятельности. Формами двигательной быстроты являются двигательная реакция, быстрота отдельного движения и частота движений;

- выносливость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно-анаэробную) и силовую;

- гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают амплитуду двигательных действий.

С учетом данного ранее общего определения физической способности определение понятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического качества будет схоже с определением родового понятия физической способности, только в дефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной его разновидности. Например, силовая способность будет определятся как совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационного качества является классификация, предложенная в свое время учеными ГДР: П. Хиртцем, Г. Людвигом, И. Велнитцем, Д.Д. Блюме. Они выделяют следующие базовые координационные способности , а поскольку ими, как правило, не различаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовые координационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное, временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессе выполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование на раздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данных качеств будут выглядеть следующим образом:

- кинестезическое дифференцирование- координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют достижению определенной степени точности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;

- сохранение равновесия - координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют удержанию тела в состоянии равновесия или его возвращению в данное состояние;

- пространственная ориентация - координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют определению и изменению положения и движения тела в пространстве и времени в соответствии с определенным пространством действия и /или движущимся объектом;

- ритмичность движения - координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют формированию последовательности фаз движения;

- двигательная реакция - координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех морфофункциональных свойств организма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенный сигнал;

- перестроение движений - координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроения действий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданной программой действий.

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Физическое совершенство - Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Особенности этапа результирующей отработки действий: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Цель дальнейшая отработка двигательного действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка.

Решаемые задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (необходимые усилия, рациональный ритм и темп, точность, эффективность, экономичность и т.д.)

3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от сложившихся внешних условий выполнения действия.

Ориентировочная основа действия на этом этапе как бы свёртывается – часть опорных точек на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что не исключает возможность вновь их брать под сознательный контроль, когда этого требуют обстоятельства).

Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе применяются методы вариативного интервального упражнения с разнообразными приёмами изменения параметров и условий действия.

Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей способов выполнения двигательных действий – повторно-переменного и интервального упражнения с жёсткими и иными интервалами отдыха .

Шире используются игровой и соревновательные методы.

Многократное воспроизведение разученного действия, служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), определяющих его эффективность.

Это обеспечивается следующими методическими приёмами:

Использование в процессе выполнения упражнений дополнительных сопротивлений и отягощений в чередовании с выполнением упражнений без сопротивлений и отягощений.

Стимулирование скорости и темпа выполнения движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих внешних условий (свето и звуколидеры, тренажёры, силы инерции, реакции опоры и т. д.).

Выполнение упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями.

Идеомоторное упражнение используется как способ самонастройки на совершенное исполнение двигательного действия в сжатом, сокращённом виде с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях его выполнения, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок.

Предупреждение и исправление ошибок:

Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит его автоматизацию. Это исключается при использовании методических приёмов, способствующих переключению внимания на его результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации.

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка; либо наоборот нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

Нарушение меры между отработкой двигательного навыка и воспитанием физических качеств.

Для этого необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность.

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием:

Такой контроль включает определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит его надёжность и эффективность.

Общая результативность действия – оценивается в тестах и соревнованиях, результаты которых сопоставляются с табличными нормативами. Здесь определяется лишь внешняя результативность действия, но не выявляются отдельные составляющие, от которых зависит его практическая эффективность.

Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия. Например, по результату выпрыгивания вверх толчком двух ног с места, оценивается двигательный потенциал в прыжках в высоту. Об эффективности техники действия можно судить в беге по соотношению длительности полётных и опорных фаз или по соотношению длины и частоты шагов.

Степень автоматизации движений – оценивается по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на те или иные объекты и задачи. Например, выполнение упражнений, связанных с ограничением зрительного и экстерорецептивного контроля или в процессе выполнения упражнения, анализ внешних условий на решение дополнительных задач двигательной деятельности.

О степени надежности приобретённого навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по его целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных тестов позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования двигательного навыка на завершающем этапе отработки действия.

Маникюр