Гермес с младенцем Дионисом». Пракситель

Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный

Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская , где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность.

Эллинизм

В конце 4 века до Н.Э. на развалинах громадной державы Александра македонского возникает несколько новых монархий-деспотий. Этот мир отличался огромной пестротой, контрастами богатства и бедности,

влиянием восточных культов.

Центрами эллинистической культуры стали города Египта (Александрия), Сирия, Пергам в Малой Азии, остров Родос.

«Ника Самофракийская» (190 г. до Н.Э.)

В честь морской победы над флотом сирийского царя поставили жители острова Самофракия. Фигура богини была поставлена на молу и обдавалась брызгами моря. Крылатая богиня как бы бежала навстречу морю, ее одежда облепила тело богини и четко его обрисовала Эта прихотливость говорит о новых веяниях в скульптуре. Складки мокрой одежды четко вылеплены скульптором, отлично передан порыв летящей богини, кажется, что тяжелые от воды крылья трепещут на ветру.

«Венера Мелосская» (120 г. до Н.Э.) скульптор Агесандр. Одна из наиболее прославленных скульптур мира Изображена богиня любви и красоты Афродита (по-римски Венера), вероятно, богиня смотрелась в щит, который был в ее руке. Интересен контраст между обнаженным телом и великолепно проработанными складками одежды богини. Богиня и стоит и как бы движется, движение ее тела несколько винтообразно, торс немного наклонен. Все это признаки нового времени

В Пергаме самое известное произведение был«Алтарь Зевса» (180 -160 г. до Н.Э.)

Наиболее интересен фриз алтаря. На фризе алтаря изображена битва богов и гигантов, фигуры динамичны, напряжены мускулы, переданы страсть боя и боли. Образы мощны, грандиозны, момент драматический. Это уже идея утверждения малости, слабости человека перед высшими силами. Такой идеи не могло быть в классической Греции. Остров Родос - самый восточный остров в Эгейском море. Скульптура этого острова многофигурна, драматична, призвана воздействовать на человеческие эмоции._

«Фарнейский бык», «Лаокоон» (40 г. до Н.Э.) «Лаокоон» представляет многофигурную композицию, которая изображает жреца Трои и его сыновей; За то, что жрец не позволял троянцам втащить в город огромного коня, Посейдон наслал на жреца и его сыновей змеев, и они убили Лаокоона с сыновьями. Этот момент и изображает скульптура. Патетика преувеличена, чрезмерный драматизм и слишком большая наглядность отличает эту скульптуру.

«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» - классическая статуя из паросского мрамора , обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии . Высота фигуры Гермеса - 212 см, с пьедесталом - 370 см.

Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии . Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.

Напишите отзыв о статье "Гермес с младенцем Дионисом"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гермес с младенцем Дионисом

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

Гермес с младенцем Дионисом

«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» - эллинистическая статуя из паросского мрамора , обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии . Высота фигуры Гермеса - 212 см, с пьедесталом - 370 см.

Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии . Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гермес с младенцем Дионисом" в других словарях:

    Гермес с младенцем Дионисом - мраморная статуя, найденная в Олимпии в 1877. По вид., представляет собой оригинал работы Праксителя (ок. 340 330). Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М …

    - (Ερμη̃ς, Mercurius). Сын Зевса и Майи, вестник богов, бог промышленности и разных изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий ловким умным словом, не останавливающийся даже перед кражей и обманом. Он считался также богом дорог, путеводителем… … Энциклопедия мифологии

    Гермес - (греч. Hermes) в греческой мифологии вестник и посланец богов, бог животноводства, покровитель пастухов и путешественников, сын Зевса и плеяды Майи; сопровождал души умерших в Аид. Его также чествовали как покровителя торговли и прибыли,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ГЕРМЕС Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ГЕРМЕС - Первоначально – фаллическое божество, изображаемое гермами. В олимпийский пантеон вошел как сын Зевса и Майи, дочери Атласа. Считалось, что Гермес родился в Аркадии. В гомеровском «Гимне Гермесу» описаны шалости юного бога: например, он угнал у… … Список древнегреческих имен

    - (Mercurius Hermes) греч. бог, сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Тотчас после рождения он оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада, которое пас Аполлон. Аполлон узнает вора, который делает из … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Praxiteles) (около 390 до н. э. около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе,… … Художественная энциклопедия

    - (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370 330 до н.э., а в 350 330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его … Энциклопедия Кольера

    - (Praxitéles) (около 390 до н. э., Афины, около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П. (исполненные главным образом в… … Большая советская энциклопедия

    Пракситель - (греч. Praxiteles) (ок. 390 ок. 330 до н.э.) греческий скульптор, сын афинского скульптора Кефисодота. Из 10 приписываемых ему произведений сохранилась только группа «Гермес с младенцем Дионисом» и ряд римских копий статуи Афродиты Книдской,… … Античный мир. Словарь-справочник.

Инв. II 1б 732

Аттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы Джулиа

Глина, черный лак, белая краска

В. 40,7; Ø венчика 41,5

Показать сохранность, происхождение, литературу

Сохранность:

склеен из фрагментов, утраты восполнены и частично тонированы; мелкие сбои по швам, потертость поверхности

Происхождение:

с 1923 - ГМИИ (поступил из ГИМ, Москва)

Литература:

Beazley, 1925. S. 349, Villa Giulia Maler № 4; Щербаков, 1926. С. 2, № 15-16; Блаватский, 1930. С. 48, рис. 3; Блаватский, 1935. С. 136, № 6; Блаватский, 1953. С. 204-205; Beazley ARV², 1963. P. 618, no. 4; Lossewa, 1967. S. 481, Taf. 44-45; Античная расписная керамика, 1985. № 45 (85-87); CVA Pushkin Museum 4, 2001. P. 25-26, Pl. 22-23

Вторая четверть V в. до н.э. - время расцвета аттической краснофигурной вазописи, отличающейся необыкновенным разнообразием в сюжетах и темах росписей, композиционных решениях, художественных приемах. Для мастеров, работающих в этот период, больше не составляет труда передать сложные позы и ракурсы человеческой фигуры, мускулатуру обнаженных тел и складки разнообразных драпировок. Вазописцы работают бок о бок с мастерами монументальной живописи, не только наблюдая поиски и достижения последних, но стремясь использовать их в своих росписях. Особенно ярко эти тенденции проявляются в многофигурных сценах на больших сосудах - кратерах и амфорах. Подражая крупнейшим художникам своего времени, прежде всего фасосцу Полигноту, многие мастера стремятся к большей монументальности композиций, к обозначению пространства, среды, в которой действуют персонажи. Другие вазописцы в эти же годы сосредоточиваются на достижении максимальной ясности и гармоничности изображаемых сцен, их уравновешенности. К числу последних относится мастер Виллы Джулиа, получивший имя по месту хранения его вазы 1 .

В собрании Музея он представлен одним из самых ярких своих произведений - чашевидным кратером с изображением Гермеса и младенца Диониса. Выбран тот момент мифа, когда маленького Диониса после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Сцена трактована необычайно поэтично. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего ручки к нимфе. За Гермесом изображена менада, будущая спутница Диониса; ее имя - Метюсе - написано рядом с фигурой. На другой стороне тулова седой старец с посохом и две женщины, убегающие в разные стороны; в них одни исследователи видят Нерея и его дочерей, нереид, другие - фессалийского героя Пелия с дочерьми 2 . Длинные линии плотного черного лака чередуются с тонкими, едва заметными штрихами жидкого лака золотистого тона. Не перегруженный деталями, лаконичный и четкий, рисунок мастера отличается свободой и гармоничностью, а композиция в целом проникнута строгим, сдержанным ритмом.

Фигура Гермеса с младенцем Дионисом на коленях будет повторена вазописцем практически без изменений еще раз - на чашевидном кратере в Британском музее 3 . Сам прием - воспроизведение одних и тех же фигур в разных росписях - характерен как для мастера Виллы Джулиа, так и для многих его современников. Однако в творчестве этого вазописца некоторое однообразие сюжетов и типов с лихвой искупается мастерским рисунком и особым настроением покоя и гармонии, свойственными большинству его работ.

О.В. Тугушева


________________

1 Beazley ARV², 1963. P. 618-626; Robertson, 1992. P. 169-173.

2 Пелий - сын Посейдона и смертной Тиро; свергнул с царского трона своего сводного брата Эсона, правителя Иолка, отправил племянника Ясона в Колхиду за золотым руном, чтобы избежать наказания за злодеяние. Тем не менее, кара настигла его: он был зарезан и сварен в котле своими дочерьми, хотевшими по совету Медеи, жены Ясона, вернуть отцу молодость (БЭС, 2000. «Пелий»); см. также: Мифологический словарь, 1991. С. 434.

3 British Museum E 492 - Robertson , 1992. Fig. 179.

Гермес изображен остановившимся во время пути. Он непринужденно опирается на ствол дерева. В несохранившейся кисти правой руки Гермес, повидимому, держал гроздь винограда, к которой и тянется младенец Дионис (пропорции его, как то было обычным в изображениях детей в классическом искусстве, не детские). Художественное совершенство этой статуи заключено в поразительной по своему реализму жизненной силе образа, в том выражении глубокой и тонкой одухотворенности, какое сумел придать прекрасному лицу Гермеса скульптор.

Способность мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, передавать тончайшие фактурные нюансы и все оттенки в движении формы была впервые с таким мастерством разработана именно Праксителем. Блестяще используя художественные возможности материала, подчиняя их задаче предельно жизненного, одухотворенного раскрытия красоты образа человека, Пракситель передает и все благородство движения сильной и изящной фигуры Гермеса, эластичную гибкость мускулов, теплоту и упругую мягкость тела, живописную игру теней в его кудрявых волосах, глубину его задумчивого взгляда.

В «Афродите Книдской» Пракситель изобразил прекрасную обнаженную женщину, снявшую одежду и готовую вступить в воду. Ломкие тяжелые складки сброшенной одежды резкой игрой света и тени подчеркивают стройные формы тела, его спокойное и плавное движение. Хотя статуя предназначалась для культовых целей, в ней нет ничего божественного - это именно прекрасная земная женщина. Обнаженное женское тело, хотя и редко, привлекало внимание скульпторов уже высокой классики («Девушка флейтистка» из трона Людовизи, «Раненая Ниобида» Музея Терм и др.), но впервые изображалась обнаженная богиня, впервые в культовой по своему назначению статуе образ носил столь свободный от какой-либо торжественности и величественности характер . Появление такой статуи было возможно лишь потому, что старые мифологические представления окончательно потеряли свое значение, и потому, что для грека 4 в. до н.э. эстетическая ценность и жизненная выразительность произведения искусства стала представляться более важной, чем его соответствие требованиям и традициям культа. Историю создания этой статуи римский ученый Плиний излагает следующим образом:

209 6. Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). До 360 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Берлин. Собр. Кауфмана.

Значение искусства Праксителя заключалось также и в том, что некоторые его работы на мифологические темы переводили традиционные образы в сферу обыденной повседневной жизни. Статуя «Аполлона Сауроктона » представляет собой, по существу, лишь греческого мальчика, упражняющегося в ловкости: он стремится пронзить стрелой бегущую ящерицу. В изяществе этого стройного молодого тела нет ничего божественного, и самый миф подвергся такому неожиданно жанрово-лирическому переосмыслению, что в нем ничего не осталось от прежнего традиционного греческого образа Аполлона.


208 а. Пракситель. Аполлон Сауроктон. Третья четверть 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.

ЛЕОХАР

Леохар, афинянин по происхождению, стал придворным художником Александра Македонского. Именно он создал ряд хрисоэлефантинных статуй царей Македонской династии для Филиппейона. Холодный и пышный классицизирующий, то есть внешне подражающий классическим формам, стиль произведений Леохара удовлетворял потребностям складывающейся монархии Александра.


218. Леохар. Аполлон Бельведерский. Около 340 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Ватикан.

Самой значительной среди работ Леохара была статуя Аполлона - знаменитый «Аполлон Бельведерский»( «Аполлон Бельведерский» - название дошедшей до нас римской мраморной копии с бронзового оригинала Леохара, помещавшейся одно время в ватиканском Бельведере (открытой лоджии) ).

В течение нескольких веков «Аполлон Бельведерский» представлялся воплощением лучших качеств греческого классического искусства. Однако ставшие широко известными в 19 в. произведения подлинной классики, в частности скульптуры Парфенона, сделали ясной всю относительность эстетической ценности «Аполлона Бельведерского». Безусловно, в этом произведении Леохар показал себя как художник, виртуозно владеющий техникой своего мастерства, и как тонкий знаток анатомии. Однако образ Аполлона скорее внешне эффектен, чем внутренне значителен. Пышность прически, надменный поворот головы, известная театральность жеста глубоко чужды подлинным традициям классики.

К кругу Леохара близка и знаменитая статуя «Артемиды Версальской», полная холодного, несколько надменного величия.


219. Круг Леохара. Артемида Версальская. Третья четверть 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.

ЛИСИПП

Величайшим художником реалистического направления этого времени был Лисипп. Естественно, что реализм Лисиппа существенно отличался как от принципов реализма высокой классики, так и от искусства его непосредственных предшественников - Скопаса и Праксителя. Однако следует подчеркнуть, что Лисипп был очень тесно связан с традициями искусства Праксителя и особенно Скопаса. В искусстве Лисиппа - последнего великого мастера поздней классики,- так же как и в творчестве его предшественников, решалась задача раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний и известной индивидуализации образа человека. Вместе с тем Лисипп внес новые оттенки в решение этих художественных проблем, а главное, он перестал рассматривать создание образа совершенного прекрасного человека как основную задачу искусства .

Для Лисиппа было также характерно расширение традиционных жанровых рамок классической скульптуры. Он создал много огромных монументальных статуй, предназначенных для украшения больших площадей и занимавших свое самостоятельное место в городском ансамбле. Наибольшей известностью пользовалась грандиозная, в 20 м высотой, бронзовая статуя Зевса, предваряющая появление колоссальных статуй, типичных для искусства 3 - 2 вв. до н.э. Создание такой огромной бронзовой статуи было обусловлено не только стремлением искусства того времени к сверхъестественной грандиозности и мощи своих образов, но и ростом инженерных и математических знаний.

215. Лисипп. Апоксиомен. Третья четверть 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Ватикан.

Особенно ярко понимание Лисиппом образа человека воплотилось в его знаменитой в древности бронзовой статуе «Апоксиомен». Лисипп изобразил юношу, который скребком счищает с себя песок арены, приставший к его телу во время спортивного состязания. В этой статуе художник очень: выразительно передал то состояние усталости, которое охватило юношу после пережитого им напряжения борьбы. Подобная трактовка образа атлета говорит о том, что художник решительно порывает с традициями искусства греческой классики, для которой было характерно стремление показать героя или в пре-дельном напряжении всех его сил, как, например, в работах Скопаса, или мужественным и сильным, готовым к совершению подвига, как, например, в «Дорифоре» Поликлета. У Лисиппа же его Апоксиомен лишен всякой героичности. Но зато такая трактовка образа дает Лисиппу возможность вызвать у зрителя более непосредственное впечатление жизни, придать образу Апоксиомена предельную убедительность, показать не героя, а именно только молодого атлета.

В Апоксиомене Лисипп хочет показать не внутренний покой и устойчивое равновесие, а сложную и противоречивую смену оттенков настроения . Уже сюжетный мотив, как бы напоминающий о той борьбе, которую юноша только что пережил на арене, дает зрителю возможность представить себе и то страстное напряжение всех физических и духовных сил, которое выдержало это стройное молодое тело.

Сложные раккурсы и повороты фигуры влекут зрителя к поискам все новых и новых точек зрения , в которых раскрываются все новые выразительные оттенки в движении фигуры. В этой особенности заключается глубокое своеобразие лисип-повского понимания возможностей языка скульптуры. В Апоксиомене каждая точка Зрения существенно важна для восприятия образа и вносит в это восприятие нечто принципиально новое. Так, например, впечатление стремительной энергии фигуры при взгляде на нее спереди при обходе статуи постепенно сменяется ощущением усталости. И, лишь сопоставляя чередующиеся во времени впечатления, зритель получает законченное представление о сложном и противоречивом характере образа Апоксиомена. Этот метод обхода скульптурного произведения, развитый Лисиппом, обогатил художественный язык скульптуры.
217 6. Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная копия римского времени с утраченного бронзового оригинала. Ленинград. Эрмитаж.

Искусство второй половины 4 в. до н.э. завершило собой длительный и славный путь развития греческой классики.

Классическое искусство впервые в истории человечества поставило своей целью правдивое раскрытие этической и эстетической ценности человеческой личности и человеческого коллектива. Искусство классики в своих лучших проявлениях впервые в истории классового общества выразило идеалы демократии.

Художественная культура классики сохраняет и для нас вечную, непреходящую ценность, как одна из абсолютных вершин в художественном развитии человечества. В произведениях классического искусства впервые нашел свое совершенное художественное выражение идеал гармонически развитого человека, были правдиво раскрыты красота и доблесть физически и нравственно прекрасного человека.

Лекарства