Как называется водная командная гимнастика. Спортивная гимнастика

— один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, командная.

Спортивная гимнастика.

Спортивная гимнастика (от греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова "gymnos", то есть "голый", "обнаженный") - один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 - у женщин, 6 - у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896. Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Программа соревнований по гимнастике.

Упражнения на брусьях. Различают параллельные (муж) и разновысокие (жен) брусья. Снаряд представляет собой две деревянных жерди овальной (в сечении) формы, укрепленные на металлической станине: у мужчин - на высоте 1,75 м, у женщин - 1,65 и 2,45 м. (Высота всех гимнастических снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов).

Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками (а также без помощи рук).

Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями.

Вольные упражнения.

По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена - особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.

Опорный прыжок (муж. и жен.). Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда - 1,6 м, ширина - 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика - амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, - а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельно дорожке разбега, у женщин - на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам - две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.

Упражнения на бревне (жен) - гимнастическом снаряде длиной 5 м и шириной 0,1 м, закрепленном неподвижно на высоте 1,25 м от пола. Упражнение представляет собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагат, ласточка и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления - не более 1 минуты 30 секунд.

Упражнения на коне (муж.) - специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах (муж.) - подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.

Упражнения на перекладине (муж.) - штанге из полированной стали диаметром 27-28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.

Очередность выполнения программы обычно такова:

Вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин);

Опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин).

Судейство и оценка.

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд.

Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей - техникуисполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков - по типу стенографических.

Из оценки, выставленной первой группой судей, - своего рода «стартовой цены» (это - максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), - вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки.

Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз.

Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

В командном зачете действует схема «6-5-4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7-6-5».)

В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше ).

Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.

В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).

Формула соревнований, определение победителя.

Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:

Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;

Командный финал проводится среди 6 сильнейших - по итогам «квалификации» - команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);

Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 36 лучших спортсменов;

Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях.

На больших соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.

На Олимпийские игры, - в отличие от чемпионата мира, - может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете - 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке.

По правилам, в финальной части розыгрыша звания абсолютного чемпиона Олимпийских игр могут участвовать не более 3 представителей одной страны, а в розыгрыше первенства в отдельных упражнениях - не больше 2.

С 1997 в программу чемпионата мира по гимнастике и олимпийского гимнастического турнира больше не входят обязательные упражнения. На смену обязательной и произвольной программам, по результатам которых прежде определялись команды-призеры и состав участников финала в индивидуальном зачете, пришли квалификационный этап среди гимнастов и командный финал.


Некоторые другие правила.

Гимнастика - один из тех видов спорта, в которых в последние десятилетия шел интенсивный процесс «омоложения». Своеобразный рекорд установила в 1987 румынская гимнастка Аурелия Добре, завоевавшая титул абсолютной чемпионки мира в неполные 15 лет. Еще моложе была ее соотечественница Даниэла Силиваш, двумя годами раньше получившая на чемпионате мира золотую медаль за победу в упражнениях на бревне. В настоящее время минимальный возраст участниц крупных международных турниров по гимнастике составляет не 15, - как раньше, - а 16 лет (столько спортсменкам должно исполниться в год проведения соревнований).

Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения:

Переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;

Участникам соревнований предоставляется 30-40 сек на разминку, после чего их вызывают для выполнения упражнения;

В ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;

Во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.

Правилами предусмотрены наказания - отдельных гимнастов и целых команд: например, за неявку на разминку. Неспортивное (и недисциплинированное) поведение атлетов наказывается штрафом.

Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов - и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете.

Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней - во избежание повреждений.

О технике.

Основу гимнастической техники составляют определенные положения тела на снаряде и выполняемые в ходе упражнения движения.

Вис - положение, при котором плечи спортсмена находятся ниже точки хвата, а упор - когда они располагаются выше точки опоры. Упор может осуществляться руками, ногами или туловищем.

Хват - определенный способ удерживания гимнаста на снаряде. Различают хваты: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий (сомкнутый).

Группировка - положение, при котором тело максимально согнуто в поясе, соединенные вместе колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.

Угол - положение тела (в висе или упоре), когда вытянутые ноги расположены под прямым углом по отношению к туловищу.

Шпагат - положение тела, при котором ноги максимально разведены.

Переход - перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.

Подъем - переход из виса в упор или из более низкого упора в более высокий.

Перелет - перемещение гимнаста (из виса или упора) с одной стороны (части) снаряда на другую.

Круг - круговое движение над снарядом или его частью.

Оборот - круговое вращательное движение спортсмена вокруг оси снаряда или точек хвата.

Выкрут - выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.

Мах (вперед, назад или в сторону) - маятникообразное движение тела от одной крайней точки к другой. Выделяют также размахивание -аналогичное движение одних частей тела относительно других (в упоре) или всего тела около точек хвата (в висе), перемах - движение ногой (ногами) над снарядом (в упоре) или под ним (в висе) и скрещение - два перемаха, выполняемые одновременно навстречу друг другу.

Поворот - движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельных частей тела вокруг их продольных осей.

Переворот - вращательное движение тела с переворачиванием через голову вперед или назад.

Сальто - полный переворот через голову в воздухе (без опоры) с места, с разбега и при перелете с одной части снаряда на другую.

Соскок - прыжок со снаряда на пол различными способами в конце упражнения.

На отдельных гимнастических снарядах есть свои специфические положения и движения. Например, в упражнениях на кольцах выделяюткрест (опора разведенными в стороны руками) и кач (однократное движение тела вместе со снарядом в одном направлении).

В техническом арсенале гимнастов немало «комбинированных» элементов (например, подъем переворотом) , а также более сложных вариаций базовых движений - вроде сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

Многие выдающиеся гимнасты придумывают собственные технические элементы, получающие затем их имена: «круги Деласала» на коне, «вертушка Диомидова» на брусьях, соскок с перекладины и опорный прыжок «Цукахара», «петля Корбут» на брусьях и «сальто Корбут» на бревне, упражнение на перекладине «Делчев», «крест Азаряна» на кольцах и др.

Художественная гимнастика.

Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Система оценок.

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла технический регламент для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субъективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, что было изменено на 30-и балльную шкалу в 2003 и на 20-и балльную шкалу в 2005.
С 2009 года действует 30-ти балльная шкала оценивания.

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей:

Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.

Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;

Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки;

На любых соревнованиях обязательно работает судья-координатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т.д.).

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E.

Некоторые особенности художественной гимнастики.

Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте — в 3-5 лет, т.к организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Девочка, решившая для себя заниматься художественной гимнастикой должна знать, что в школу художественной гимнастики берут почти всех. Но уже через некоторое время из неё выбывают те, у кого проблемы с вестибулярным аппаратом или терпением. Не исключены частые травмы и боли в ногах. Гимнастка как и любой спортсмен выполняет массу упражнений, которые укрепляя её тело и растягивая мышцы, закаляют характер. Некоторые упражнения гимнастка выполняет через тупую или иногда даже сильную боль. Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста, доходят до четырнадцати часов в день. То есть с 8 утра до 20 вечера. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Судейство.

Нельзя не отметить тот факт, что художественная гимнастика, точнее оценка результатов выступлений, вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства (подобно тому как это сейчас происходит в фигурном катании) или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Допинг.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства (диуретики). Которые, в свою очередь, запрещеныВсемирным антидопинговым агентством (ВАДА).

Командная гимнастика.

Командная гимнастика (англ. teamgym) зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Соревнование EuroTeam — одно из новых в Календаре UEG. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. TeamGym — соревнование команд — клубов и состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: Вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12.

Что такое гимнастика? Зачем она нужна? Какие виды ее существуют? Кому следует ею заниматься? Сегодня мы постараемся дать ответы на все эти вопросы.

Гимнастика для детей

Гимнастика - это совокупность специально подобранных упражнений, которые помогают не только пробудить организм ото сна утром, как мы привыкли считать с детства, но и укрепляют здоровье в общем.

Гимнастику еще принято называть зарядкой. И это неспроста. Ведь она помогает в воспитании детей в дошкольном и школьном возрасте. После того, как утром будут сделаны те или иные физические упражнения, у детей поднимется настроение, и наступит эмоциональный подъем. Также после зарядки пропадает сонливое состояние и повышается работоспособность.

Помимо всего этого, зарядка помогает выработать дисциплину у детей и побороть лень. Если же утреннюю гимнастику дома сравнить с гимнастикой в детском саду или школе, то в первом случае она помогает разбудить организм от сна, а во втором несет организационные моменты.

Весь смысл утренней гимнастики в садиках или школах заключается в том, что гиперактивные дети успокаиваются, а у малоактивные, наоборот, наполняются энергией.

Как нужно делать гимнастику?

Мы уже говорили, что гимнастика - это совокупность упражнений, которые бодрят организм. Чтобы добиться этой цели, необходимо не заставить ребенка делать гимнастику, а заинтересовать его в игровой форме сделать упражнения, которые будут полезны. К примеру, можно сказать; «А ты знаешь, как прыгают лягушки? Давай вместе покажем это!». Очень важно, чтобы вы были примером для подражания, поэтому стоит делать утреннюю гимнастику вместе с вашим малышом.

Как правильно делать зарядку? В первую очередь, ее нужно начинать с ходьбы на месте или же по кругу, при этом приговаривая: «Шагают наши ножки!». Дети высоко поднимают ноги, через 1-1,5 минуты таких действий необходимо усложнить задачу, к примеру: «Сейчас потянулись к солнышку!» или «Теперь ходим, как медведи!». В первом случае дети в ходьбе поднимают руки вверх и медленно опускают, а во втором ребята ходят на внутренней стороне стопы, покачиваясь, как медведи. Здесь стоит обратить внимание не только на правильное выполнение упражнений, но и на дыхание.

После этих упражнений, как правило, вводятся игры с мячом и имитирование действий различных животных.

Разновидности гимнастики

Советские педагоги и психологи поделили гимнастику на виды. Все они имеют свои определенные задачи.

  1. Образовательно-развивающая гимнастика направлена на развитие и общее укрепление организма для определенных лиц или для того или иного возраста. Сюда относится развивающая гимнастика для школьников и дошкольников, женская (направленную на развитие и укрепление атлетическая (направленная на силовые и некоторые другие виды.
  2. Оздоровительная гимнастика направлена на оздоровление организма. К такому виду относят зарядку, физкультминутку (сегодня ее использование получило широкое применение на уроках в школах), ритмику и
  3. Спортивные виды гимнастики направлены на развитие физических качеств и Сюда относятся художественная гимнастика и спортивная акробатика. Овладев техникой тех или иных физических упражнений, дети участвуют в показе своего спортивного мастерства.

Немного о художественной гимнастике

Художественная гимнастика сегодня пользуется высоким спросом среди мальчиков и девочек дошкольного и Кроме этого, данный вид спорта популярен и среди женщин. Он предполагает выполнение тех или иных упражнений синхронно под музыку с предметом (это может быть обруч, мяч, ленты и так далее) или без него.

Не зря одним из самых красивых видов спорта считается именно такая гимнастика. Это и не удивительно. Наверняка вы не раз с восторгом наблюдали соревнования по художественной гимнастике по телевизору.

Если вы хотите, чтобы ваша дочка научилась так же красиво двигаться, то отдайте ее на соответствующие занятия. Тренер по гимнастике не только будет проводить тренировки, но и будет сопровождать своих подопечных на соревнованиях и выступлениях.

С какого возраста можно заниматься художественной гимнастикой?

На данный вопрос специалисты отвечают по-разному. Одни считают, что заниматься данным видом спорта для маленьких детей очень опасно. Другие же утверждают, что, наоборот, это очень полезно. Кто из них прав?

На самом деле для детей в возрасте от 3 до 10 лет художественная гимнастика - это просто выполнение и выработка силы духа. Профессионально ребята начинают заниматься после 10 лет. Здесь стоит учесть, что чем раньше ребенок начнет наниматься этим видом спорта, тем быстрей он сможет достигнуть успеха.

А можно ли добиться чего-либо в возрасте, к примеру, 20 лет? Конечно же, можно. В первую очередь, люди могут доказать сами себе, что они могут добиться тех или иных результатов. Во-вторых, сегодня можно посещать занятия для любых возрастных групп, где также могут подготовить к соревнованиям. Соревнования по спортивной гимнастике в данном случае не могут быть высокого уровня, зато на них каждый может продемонстрировать, чего он добился за тот или иной период занятия этим видом спорта.

Гимнастика - система специальных физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей человека, гармоническое физическое развитие.

Гимнастические упражнения воспитывают различные двигательные качества, особенно ловкость и координацию.

Гимнастика занимает важное место в системе физического воспитания. У людей, занимающихся гимнастикой, равномерно развита мускулатура, красивая осанка, хорошая выправка; улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервная система.

Гимнастикой могут заниматься дети и взрослые, мужчины и женщины, люди здоровые и больные. Многообразие гимнастических упражнений, избирательный характер воздействия на развитие определенных качеств, на деятельность систем организма, точная дозировка упражнений - все это делает гимнастику незаменимым средством физического воспитания человека в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, в лечебно-профилактических учреждениях, на производстве.

Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Еше 3000 лет до н. э. гимнастические упражнения использовались в Индии и Китае в лечебных целях. Впервые слово «гимнастика» появилось у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в VIII в. до н. э. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая включала в себя различные виды физических упражнений: бег, прыжки, метания, плавание, кулачный бой, борьбу и др.

Занятия физическими упражнениями проводились в специальных заведениях - гимнасиях (слово «гимнастика» в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю»).

Преемниками эллинской культуры стали древние римляне, которые внесли изменения в гимнастику. Римляне ввели упражнения на деревянном коне (для обучения искусству верховой езды), на стенке, заборе, лестнице, опорные прыжки через деревянный стол. В занятиях гимнастикой широко использовали акробатические упражнения и упражнения в равновесии.

Со временем появились новые снаряды: перекладина, брусья, мачты (шесты) для лазанья. Гимнастические упражнения стали выполнять с предметами: палками, булавами и др. Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическими упражнениями ввел Петр I в армии в конце XVII в.

В отечественной системе физического воспитания различают следующие виды гимнастики: общеразвивающие виды - гигиеническая и атлетическая; спортивные виды - спортивная и художественная гимнастика, акробатика; прикладные виды - лечебная гимнастика, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная гимнастика, военно-прикладная и спортивно-прикладная гимнастика.

Общеразвивающие виды гимнастики направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на всестороннее развитие физических качеств. Занимающиеся должны научиться пользоваться приобретенными навыками в своей повседневной практической деятельности.

Этот вид гимнастики наиболее доступен и эффективен для общего физического развития и укрепления здоровья.

Прикладные виды гимнастики помогают овладеть различными профессиями, спортсменам - совершенствоваться в своем виде спорта, помогают быстрее овладеть необходимыми военными навыками. Лечебная гимнастика призвана восстанавливать трудоспособность и здоровье после перенесенных заболеваний или травм.

Спортивная гимнастика - один из наиболее популярных видов спорта. Соревнования по спортивной гимнастике входят в программу Олимпийских игр.

Программа соревнований по спортивной гимнастике состоит у мужчин из шести видов (шестиборье), у женщин - из четырех (четырехборье). В мужское многоборье входят: вольные упражнения, упражнения, выполняемые на кольцах, перекладине, брусьях, на коне с ручками, а также опорный прыжок через гимнастического коня в длину. Женщины выполняют вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, упражнения в равновесии на гимнастическом бревне и опорный прыжок через гимнастического коня в ширину.

Гимнасты соревнуются по двум программам: обязательной (все участники выполняют одинаковые упражнения) и произвольной (каждый гимнаст составляет и выполняет свое упражнение в соответствии со специальными требованиями к трудности и композиции). Все упражнения спортивной гимнастики в каждом виде многоборья разделены по степени трудности на разряды. В Единой всесоюзной классификации гимнастика спортивная имеет следующие разряды: юношеские разряды - III, II и I; взрослые разряды - III, II, I; кандидат в мастера спорта; мастер спорта; мастер спорта международного класса.

Спортивная гимнастика постоянно развивается и изменяется. Те упражнения, которые когда‑то казались невыполнимыми, например двойное сальто с перекладины, сейчас доступны гимнастам I разряда. Чем же вызваны такие изменения? Совершенствуется методика учебно-тренировочного процесса, появилось более совершенное гимнастическое оборудование. Широко применяются мягкие поролоновые маты, которые сводят к минимуму возможность получения травм. Изучение сложных и рискованных элементов значительно облегчается и ускоряется.

Советские гимнасты добились больших успехов на международной спортивной арене. Впервые советские спортсмены участвовали в Олимпийских играх (1952) в Хельсинки. На Олимпийских играх советские гимнасты завоевали 52 золотые, 54 серебряные и 34 бронзовые медали. Имена прославленных гимнастов В. Чукарина, Л. Латыниной, Б. Шахлина, Ю. Титова, М. Воронина, Л. Турищевой, Н. Андрианова и многих других широко известны во всем мире.

На чемпионате мира в 1978 г. весь пьедестал почета впервые заняли советские гимнастки: Е. Мухина стала абсолютной чемпионкой мира, Н. Ким, трехкратная олимпийская чемпионка, завоевала серебряную медаль, Н. Шапошникова - бронзовую. За выдающиеся успехи в спорте многие гимнасты имеют высокие правительственные награды.

Спортивная гимнастика - это один из красивейших, динамичных, зрелищных и популярных видов спорта. Она является частью программы Олимпийских игр, постоянно проводятся чемпионаты мира и Европы, соревнования на Кубок мира и другие престижные международные турниры. История этого вида спорта касается не только спортсменов, но и миллионы зрителей - всех тех, кто находит в ней великолепное зрелище красоты,изящества, силы и ловкости. А начиналось все более ста двадцати лет назад

Спортивная гимнастика, как и - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья обязательные и произвольные упражнения: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин - в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.

После выполнения обязательной и произвольной программ определяется командное первенство по многоборью, отбираются 6-36 лучших многоборцев и 6-8 лучших спортсменов в каждом виде программы для участия в финалах (личное первенство). Обязательные упражнения определяются Международной федерацией гимнастики, произвольные - составляются спортсменами с учётом официальных требований к их трудности и композиции. Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

Гимнастические упражнения входили в систему физического воспитания еще в Древней Греции, служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх. С конца 18 в. - начала 19 в. в западноевропейских и рус. системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки.

4 мая 1883 года в Москве была создана организация "Русское гимнастическое общество". Ее представителем стал известный русский писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский. В том же году силами любителей гимнастики и на их средства в доме Редлиха на Страстном Бульваре был оборудован спортивный зал. Вместе с Гиляровским в гимнастический зал заглядывал и его юный друг, тогда еще начинающий писатель Антоша Чехонте.

Как-то раз, глядя, как упражняются гимнасты, он сказал: "Это люди будущего, и настанет время, когда все будут такими же сильными". Небезынтересно знать о том, что великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Ревностным поборником гимнастики и организатором гимнастического кружка петербургских врачей был великий физиолог Иван Павлович Павлов. Один из сотрудников И.П.Павлова - профессор Ж.Н.Крестовников вспоминает: "Занятия начинались вольными упражнениями, затем переходили к упражнениям на снарядах и в конце давались успокаивающие упражнения".

Большую роль в создании отечественной гимнастики в нашей стране сыграл Петр Францевич Лесгафт, который в 1901 году опубликовал свой труд о подлинно научной системе гимнастики для детей дошкольного возраста.

В 1901 г. русские гимнасты, члены Петербургского гимнастического общества впервые приняли участие в массовых выступлениях на IV Сокольническом Слете в Праге.

Лишь в советское время спортивная гимнастика стала одним из самых массовых и любимых видов спорта. И первый витязь гимнастики Гиляровский, увидевший на закате жизни этот небывалый расцвет гимнастики, сказал, что слова его друга А.Чехова, наконец, сбылись. Большое влияние на развитие спортивной гимнастики в стране оказала Первая Всесоюзная Спартакиада 1928 года, где участвовало шестьдесят человек, пять команд: Москва, Ленинград, Украина, Северный Кавказ, Закавказье.

В 1932 году в Ленинграде было проведено Второе Всесоюзное первенство по гимнастике. Участвовало семьдесят человек. Впервые вместе с мужчинами выступали женщины. С 1933 года регулярно проводятся первенства СССР по гимнастике по территориальному признаку, а с 1939 года - по ведомственному. В 1934 году вводится почетное звание заслуженный мастер спорта.

В 1936 году Всесоюзный Комитет по делам физической культуры присвоил звания мастеров спорта первым пятнадцати гимнастам, в их числе москвичкам Надежде Кублицкой и Анне Шеффер. С 1939 года кроме звания чемпиона СССР по многоборью начали разыгрываться и звания чемпиона страны в отдельных видах гимнастического многоборья.

Первыми чемпионами страны стали: Владимир Беляков (вольные упражнения), Дросида Кузнецова-Антипас (вольные упражнения), Владимир Лаврущенко (конь), Галина Урбанович (брусья), Таисия Демиденко (перекладина). Москвич Николай Серый был в числе первых советских гимнастов-победителей международных соревнований: в 1937 г. в Антверпене (Бельгия) он стал абсолютным чемпионом III Олимпиады рабочего спорта.

Большой вклад в развитие спортивной гимнастики в нашей стране вносит Федерация гимнастики Москвы.Московская гимнастика создавалась такими корифеями как Михаил Ганиза, Вольф Сапожников, Николай Миронов. Первые тренеры-энтузиасты - Борис Астафьев, Николай Меркулов, Алексей Александров, Михаил Левин, Леонид Волчков, Игорь Журавлев, Константин Каракашьянц и другие - заложили прочный фундамент современных успехов наших гимнастов. Они воспитали первых советских чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Их эстафету подхватила целая плеяда молодых одаренных тренеров, настоящих фанатов своего дела - таких как Виталий Беляев, Александр Багдасаров, Владислав Брежнев, Дмитрий Державин, Михаил Клименко, Борис Орлов, Виталий Ломтев и другие.

В трудные дни Великой Отечественной войны в рядах еще необстрелянных бойцов было немало гимнастов, которым спортивная подготовка позволяла в первых же боях проявить себя подлинными патриотами. Погиб в сражении под Москвой гимнаст Герой Советского Союза Б.Голушкин.

Многие гимнасты, покрыв себя неувядаемой славой на полях сражений, вернулись на Родину прославленными героями. Известный гимнаст Глеб Бакланов храбро сражался и был удостоен звания Героя Советского Союза. В конце 60-х годов возглавил Федерацию гимнастики СССР. Высокую награду - Орден Ленина - заслужил за боевые операции в тылу врага московский тренер по гимнастике Д.Кузнецов.


Рейтинг:+5 Автор статьи: Spirit Просмотров:80017

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.

Виды


История

Древность и средневековье

Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина (гимназо) тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитание детей и юношей.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр была военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

Возрождение спорта

На рубеже 18 — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.

Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.

Международные организации

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако в 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.

В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали участие в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Этот реферат — небольшая часть информации о такой интересной и экстремальной дисциплине.

Удаление краски