Как помочь ребенку не бояться стоматолога? Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться? Проективные методы и сказки.

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе — у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять. Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил.

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство детских страхов обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой. Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком. Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения , помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция , которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом . Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно разме ра, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх , проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если , бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе. Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка , не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

60 комментариев

С помощью каких психологических приемов можно побороть свои страхи, если вы или ваш ребенок боитесь собак? Кинофобию можно относительно легко вылечить. Особенно у детей. С взрослыми сложнее - не потому, что они сложнее устроены, а потому, что часто не верят, что им можно помочь. А ведь можно.

Если с вашим ребенком случилась какая-то неприятность: его укусила собака, или просто испугала, или это была не собака даже, но что-то случилось, и ребенок теперь боится собак или других каких-то животных, - ему с этим можно помочь. Не нужно думать, что это теперь навсегда. Это вполне себе поправимо, хоть придется над этим и поработать. То же самое касается вас самих - так считают Сэйди Ф. Динкфельтер (Sadie F. Dingfelder) и Томас Оллендик (Thomas Ollendick) - известные детские психологи, специализирующиеся на кинофобии (боязни собак).

Многие взрослые, стесняются и часто скрывают, что боятся собак или других животных, и совершенно уверены, что с этим ничего нельзя поделать: нужно просто смириться и никому не рассказывать. На самом деле от страха - какого угодно, и тем более страха перед животными можно избавиться в любом возрасте,

И в любом возрасте принцип, по которому это делается, остается в общем-то одним и тем же.

1. Не осуждайте

Первое, что нужно делать, если ваш ребенок боится собак, - перестать его осуждать и стыдить. Делайте скидку на размеры своего ребенка. Это для вас собака - для него это огромная лошадь. Разве странно, что он ее побаивается? И вообще, малыш должен понять, что он может прийти к вам с любыми своими проблемами и страхами, даже со «стыдными». И вы его защитите от чего угодно. В том числе и от любой собаки. Как только про это договорились, идем дальше.

2. Страх нужно проговорить…

И что намного важнее - принять. Проходя мимо очередной собаки, возьмите ребенка за руку, скажите, что он в безопасности по той простой причине, что он с вами, а ведь вы его не дадите в обиду и защитите от любого самого-самого страшного зверя. И теперь, когда он в безопасности, поговорите. Добейтесь того, чтобы ребенок внятно артикулировал - он боится собаку. Боится. Ок. Теперь идем дальше.

3. Следите за своими словами

Последите за тем, какие слова вы используете, когда разговариваете с ребенком о собаках. Лучше не говорите, что эта собака не злая, и - что особенно важно - никогда не указывайте на то, что собака не кусается.

«Не бойся, эта собака не кусается» - избегайте этой фразы.

Собака может быть доброй, хорошей, спокойной - все прилагательные русского языка в вашем распоряжении, но не нужно обсуждать степень ее потенциальной «некусачести». Не нужно вообще делить собак на тех, что кусаются и не кусаются.

4. Сокращайте расстояние

Придумайте какой-нибудь маршрут, который заставит вас периодически гулять с ребенком, например, недалеко от собачьей площадки. Крепко держите при этом малыша за руку (если он еще маленький - возьмите его на руки) и напомните ему, что он под вашей защитой и в абсолютной безопасности.

Всякий раз очень ненамного сокращайте расстояние от собачьей площадки. И если даже это метр, обращайте внимание ребенка на то, что вы сегодня прошли намного ближе к собакам, чем обычно (даже если это было совсем ненамного), и как вы гордитесь тем, что он был такой смелый. Сделал это - и не испугался (даже если испугался).

5. Не обращайте внимания на время

Ваша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок перестал бояться собак. И неважно, сколько у вас уйдет на это времени. Кому-то достаточно будет и недели, а у кого-то уйдет целый год. Не имеет значения. Никогда не считайте, сколько прошло времени с того момента, как вы начали работать над преодолением детского страха. Не нужно раздражаться и беспокоиться. Ваше беспокойство передастся ребенку, и это только отдалит вас обоих от цели.

6. Разговаривайте

Сколько бы у вас на это ни ушло времени - вы молодец и уже дошли до того, что можете пройти с ребенком прямо рядом с бортиком собачьей площадки. И он хотя и сжимает вашу руку изо всех сил, но не плачет и даже не торопит вас, если вы замедляете шаг (а вы постепенно замедляйте).

Ваша задача - прийти к тому, чтобы вы с малышом могли остановиться у площадки и понаблюдать за тем, как играют собаки.

Разговаривайте с ребенком. Подмечайте смешное, веселое, красивое. Может, там есть какая-то особенно игривая или особенно маленькая собачка. Может, вы слышали, как ее зовут? Или вы можете придумать ей секретную кличку? Разговаривайте с ребенком о собаках.

7. Будьте во всем первым

Когда мини-победа одержана и вы уже можете остановиться и наблюдать за собаками - сделайте следующий шаг. Оставьте ребенка на безопасном расстоянии, а сами подойдите к собаке и, с разрешения хозяина, погладьте ее. Или даже поиграйте с ней.

А потом опять вернитесь к ребенку и идите по своим делам, параллельно делясь впечатлениями. Расскажите, каково это было - погладить собаку.

В первые несколько раз даже не предлагайте ребенку последовать вашему примеру. Пусть все выглядит так, будто это он приводит вас поиграть с собаками, а не вы его.

8. Пора гладить собаку

Для этой стадии идеально было бы, конечно, найти знакомого с собакой. Поспрашивайте друзей - кто-то наверняка является хозяином тихой спокойной собачки. Если нет такой возможности, поищите вменяемого человека с собакой на той же игровой площадке. Как и в прошлый раз, сначала сами погладьте животное, но в этот раз предложите и ребенку
сделать то же самое. Если он откажется - не настаивайте.

И так, пока ребенок не согласится. Возьмите его руку в свою и погладьте собачку вместе и только по спине. К собачьей голове - а это самая страшная часть собаки - подходить в первый раз не нужно.

Как обычно, один раз погладили - и все, сегодня больше никого не гладим.

Победой будет, если ребенок погладит собаку по спине уже сам. Обсудите, какая собака - лохматая, пушистая, теплая. Не нужно говорить о том, какая она страшная или не страшная. Не используйте этих слов вообще.

Если вам удалось добиться того, что ребенок погладил собаку сам хотя бы разок - вы великий родитель и вы победили. Теперь готовьтесь к тому, что ребенок попросит купить ему сами знаете кого.

Разобраться в этом нам помогает психолог-консультант ДЦДЛ им. Н. А. Семашко, кандидат психологических наук Игорь Костин.

Бояться темноты - естественно для ребенка трех-пяти лет, считают психологи. К этому времени он уже набрал приличный багаж знаний, наслушался сказок, насмотрелся фильмов, сам начинает фантазировать, но пока еще не различает, где кончается мир реальный и начинается воображаемый.

Страхи естественны, но это не значит, что взрослым надо от этой проблемы отмахиваться, высмеивать их или считать: дети вырастут - страхи пройдут сами. Страх темноты может доставлять ребенку страдание, плохо влиять на его сон и общее самочувствие. Поэтому родители должны своим трусишкам помочь.

Страх надо конкретизировать и вынести наружу. Малыш ведь боится не самой темноты, а чего-то, что прячется во мраке. Чего? Вот это и надо выяснить. Ненавязчиво выспросить, попросить нарисовать это чудовище (Бабу-ягу, огромную собаку, волка или привидение…), вылепить из пластилина. Когда образ материализовался, его можно слегка изменить: добавить чудовищу смешные, нелепые или очаровательные детальки. Так ли страшна эта собака, если ей одно ухо поднять вверх, другое загнуть, нарисовать кудрявую шерстку, хвост баранкой и улыбающуюся пасть?

Можно самому превратиться в монстра, который тебя пугает. Закричать, что есть силы, грозно зарычать, как рычит он. Вон как мама испугалась, значит, похоже. Превращение в монстра, «идентификация себя с агрессором», как назвали бы этот прием психологи, тоже помогает изжить страх. Этот защитный механизм впервые описала детский психоаналитик дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Разве будешь бояться кого-то, когда ты сам такой грозный и пугающий всех?

Материализованный страх легко уничтожить. Разорвать рисунок с чудовищем, смять его фигурку, вылепленную из пластилина, затопать ногами, закричать: «Уходи, я тебя не боюсь, тебя больше нет…» Только воевать с чудовищем лучше не перед сном, а днем. Зато вечером, собираясь ко сну, нелишне этот эпизод мимоходом припомнить: «Монстр-то больше не придет, мы его еще днем растоптали…»

Трусишку поддержит роль смельчака. Эту роль надо присваивать малышу в любых играх - он защитник и младших детей, и котят, и своих игрушечных зверушек, которые боятся спать одни и хотели бы подкатиться вечером к нему под бочок и спокойно заснуть в его кроватке. Надо при каждом удобном случае всем знакомым и родным рассказывать, какой у вас смелый ребенок: он спокойно прошел во дворе мимо большой собаки, он зашел в темную комнату, не испугался, взял, что было надо, и вернулся к маме.

Назначьте ребенка властелином света. Не надо принуждать его спать в темноте. Трех-четырехлетний малыш уже может сам включать-выключать ночник, настольную лампу или бра. Пусть погасит свет, если захочет, или оставит его гореть. Позвольте ребенку быть хозяином положения. Оставьте у его кроватки хотя бы фонарик.

Соблюдайте ритуал отхода ко сну. Каждый вечер в одно и то же время, после того как, например, посмотрели передачу «Спокойной ночи, малыши», в одной и той же последовательности совершайте привычные действия: вместе уберите игрушки, искупайте малыша, уложите в кроватку, расскажите сказку… Чем устойчивее ритуал, чем больше в нем рутины, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок.

Живите весело. Хорошее настроение - прекрасная профилактика любых страхов. Какие бы ни были у вас серьезные проблемы и печальные моменты во взрослой жизни, почаще смейтесь, шутите, возитесь с ребенком. Малышу как воздух необходимы игры, дающие мышечную радость.

Кстати

Особенно склонны пугаться темноты большие фантазеры и астеники - дети осторожные, мнительные, склонные фиксироваться на неприятных ощущениях.

Практика

Психолог Татьяна Шишова предлагает родителям маленьких трусишек поиграть со своими детьми в такую игру:

«У страха глаза велики». Представим, будто малыш ложится спать. Вот он накрылся одеялом, погашен свет или горит ночник. «Но что там чернеет в углу? Может, это волк? Скорее включаем свет! Да это одежда лежит на стуле! (Сидит забытый плюшевый зайчик; тень от стоящей на столе игрушечной машины…) Чем больше не похож реальный предмет на выдуманный страшный образ, тем смешнее.

А теперь давайте все вещи разложим по местам, и больше нам ничего не привидится.

Личное мнение

Алексей Кортнев:

Лично я не сталкивался в детстве с такой проблемой, как боязнь темноты. Но моя мама всегда оставляла дверь в моей спальне приоткрытой, чтобы через нее просачивалась полоска света. Думаю, если ребенок боится темноты, то с ним прежде всего нужно поговорить на эту тему и постараться объяснить, что никакой опасности в этом нет. И не стоит настаивать на том, что свет нужно выключить, если ребенок просит оставить ночник включенным. Со временем этот его страх исчезнет. А если свет все же выключать, то у ребенка может нарушиться сон и ночью он будет тревожно спать.

Детские страхи обычно появляются и проходят внезапно, многие из них исчезают абсолютно бесследно для детской психики, но некоторые оставляют след и дают о себе знать даже во взрослом возрасте.

Детские страхи бывают у детей разных возрастов, от грудного и до подросткового. Чтобы детские страхи не стали причиной проблем с психикой во взрослом возрасте, психологи советуют всем родителям мягко реагировать на детские страхи , поддерживать ребенка, пытаться его понять, если он чего-то боится.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, запугивать, напоминать ему о том, что он уже большой и не должен бояться темноты или чудовищ, которые живут в шкафу.

Детски страхи: причины

Причин детских страхов может быть множество. Это и какие-то конкретные случаи, когда ребенок чего-то испугался, и бурная фантазия ребенка, когда ваше чадо придумывает себе страхи, и проблемы в семье, в общении со сверстниками.

Какими бы причинами не был вызван страх, медики рекомендуют с ним бороться, стараться избавиться от него как можно скорее, не относиться к нему небрежно. Психологи предлагают множество способов борьбы с детскими страхами.

Детски страхи: развенчание мифов

Один из действенных - это разговор об этом страхе и знакомство с ним. Если вы заметили, что ваш ребенок боится какого-то чудовища, которое живет под кроватью, тогда поговорите с ним об этом. Постарайтесь внушить ему, что это оно совершенно не страшное, оно просто хочет кушать или пить, поэтому приходит к ребенку. Предложите чаду покормить чудовище, договоритесь, что после того, как вы вечером положите чудовищу бутерброд под кровать, утром оно исчезнет.

Если же ваш ребенок боится собак, котов, других животных, постарайтесь познакомить ваше чадо с ними поближе. Например, отправьтесь в гости к подруге, у которой живет маленькая добрая собачка, которая любит детей, или же подарите вашему ребенку щенка.

Детские страхи: избавляемся с помощью игры

Игру для избавления от страхов в своей практике используют психологи. Вы также можете использовать элементы этой методики дома. Если ваш ребенок попал в какую-то ситуацию, после которой он стал бояться собак, машин, темноты или чего-либо другого, поиграйте с ним в игру, во время которой он снова попадет в знакомую «страшную» ситуацию, но сможет действовать по-другому.

Очень эффективны игры-догонялки, которые позволяют избавиться от страха преследования, нападения, страха перед собаками и котами. Также полезно поиграть с ребенком в прятки, чтобы он перестал бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Еще можно устроить домашний кукольный театр, герои которого помогут вашему ребенку поверить в добро, которое побеждает зло, и, таким образом, перестать бояться чудовищ, ведьм и других страшилищ.

Рисование и детские страхи

Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Необходимо, чтобы ребенок нарисовал объекта страха и с помощью родителей сделал его нестрашным, таким образом, объект страха потеряет свою страшность для ребенка.

Детские страхи и борьба с ними: несколько советов

Если ребенка беспокоят ночные страхи, постарайтесь создать позитивное настроение перед сном, чтобы ребенок думал только о хорошем;

Поддерживайте ребенка, обнимайте его, это поможет ему справиться со своими страхами;

Постарайтесь приблизить все объекты страха ребенка к реальности, пусть он их рисует, лепит, читает о них в книгах, чтобы изучить страх и перестать бояться.

Смотри наш сервис ребенка

Стрижки