Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться? Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя Как замотивировать учащихся.

«Ребенок не хочет учиться! Что делать?» — с таким вопросом все чаще и чаще обращаются к психологам родители и учителя. Если 15-20 лет назад этот вопрос возникал только по поводу некоторых учеников 8-9 классов, то сегодня его задают и в отношении пяти-шестиклассников, и даже в отношении учеников начальной школы.

Психологи выявили множество причин, которые могут приводить к снижению учебной мотивации и интереса к новым знаниям. Можно обсуждать их в разном порядке, но я воспользуюсь для удобства схемой , которую предложила журналист Ксения Букша.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Размыкание этой цепочки приводит к потере мотивации ребенком. Для иллюстрации Ксения приводит такие примеры:

  1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.
  2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.
  3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Начнем и мы двигаться по этой схеме.

«Я стараюсь…»

Почти всякий раз, когда ребенок берется за новое дело, он старается его выполнить. Но интерес начинается немного раньше. Почему ребенок вообще начинает что-то делать? И начинает делать именно одно, а не другое?

Психологи выделяют несколько причин.

1. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет какие-то его потребности . Значит, учиться будет интересно, если получаемые знания, навыки, компетенции удовлетворяют какие-то потребности ребенка. Конечно, не только природные — есть, пить, спать и др., но и потребности в безопасности, в принятии, в общении, в красоте и прочие.

2. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет его любопытство . Любопытство возникает, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, неизвестным, загадочным. Значит, ребенку будет интереснее учиться, если предлагаемые нами знания хотя бы отчасти будут для него новыми или хотя бы немного интригующими.

3. Ребенок охотнее начинает делать то, что задевает его эмоции — удивляет, вдохновляет, приводит в восторг, заставляет смеяться и т. п. Именно поэтому очень хорошо воспринимаются детьми игровые упражнения и занятия. Так что учителю, использующему игровые, в том числе соревновательные приемы, или просто умеющему задеть эмоции учеников на своих уроках, удается добиться и большего интереса к учебе.

4. Ребенок начинает делать что-то, когда уверен, что он справится, сможет это сделать . Поэтому всегда нужны примеры того, где, как и для чего дети смогут применить получаемые знания. А еще часто они нуждаются в поддержке и подбадривании со стороны взрослых (родителей, педагогов), особенно когда начинают делать что-то новое. К сожалению, взрослые об этом часто забывают.

«Я стараюсь => у меня получается…»

Итак, ребенок заинтересовался чем-то, начал это делать, но по каким-то причинам у него не получается. Например, если у ребенка есть нарушения в развитии или просто не хватает каких-то навыков. В нашей цепочке пропадает стрелка, процесс мотивации прерывается. Конечно, если у ребенка что-то не получается, интерес к такому делу сразу же падает или пропадает совсем. Причин неудачи тоже быть несколько.

1. Ребенок плохо понял то, что ему рассказал взрослый (родитель, учитель). На этот случай у взрослого всегда есть хороший инструмент для поддержки интереса — подсказка. Специалисты выделяют подсказки разного уровня.

  • Полная физическая подсказка — взрослый берет ладони ребенка в свои и делает то, что требуется, сам руками ребенка.
  • Частичная подсказка — взрослый слегка направляет руки ребенка, как бы подталкивает их в нужном направлении, если требуется.
  • Жестовая подсказка — взрослый указывает жестом, что нужно делать.
  • Моделирование — взрослый показывает, как нужно делать.
  • Прямая вербальная подсказка — взрослый говорит, что нужно делать.
  • Непрямая вербальная подсказка — взрослый задает наводящие вопросы.
  • Визуальная подсказка — взрослый показывает картинку, на которой нарисовано то, что требуется от ребенка.

Конечно, как только у ребенка начинает получаться, взрослый уменьшает уровень подсказки — использует следующую подсказку сверху вниз по приведенному списку, — а затем и вовсе их отменяет. Важно отметить, что подсказку нужно использовать только тогда, когда ребенок сам хотя бы попытается начать что-то делать. Иначе теряется смысл что-то делать, и ребенок просто будет ждать, когда за него все сделает взрослый. К сожалению, взрослые часто недооценивают роль подсказок и не умеют их использовать. Тем не менее, подсказки — мощный инструмент, позволяющий сохранять и усиливать интерес ребенка к учебе.

2. Задание оказалось слишком сложным для ребенка, и он не в состоянии его выполнить. Правильным решением будет разбить задание на части и выполнять их последовательно. При этом также стоит воспользоваться подсказками, приводить как можно больше разных примеров. Конечно, «высший пилотаж» — если родитель или учитель умеет подобрать задания так, чтобы ребенок, хотя и с трудом, но мог бы их выполнить. У ребенка возникает огромное чувство удовлетворения и самоуважения, которое лучше любых специальных методик стимулирует интерес и мотивацию к учебе.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат»

Пожалуй, самым мощным средством поддержки и укрепления интереса к учебе является получение приятного результат и, в целом, приятных последствий своих усилий. Фактически речь идет о поощрениях, которые могут предоставлять взрослые за активную учебу, проявленное трудолюбие, выполнение тех или иных дел. Кроме того, поощрения могут быть естественными, которые возникают автоматически после выполнения каких-то действий. Например, мама учит маленького ребенка здороваться со взрослыми. Ребенок здоровается с проходящей мимо соседкой, и та отвечает: «Здравствуй!» Это ответственное приветствие и есть естественное поощрение поведения ребенка здороваться. Теперь он будет делать это чаще. Обсудим, какие еще поощрения могут использовать родители и учителя для поддержки и усиления интереса ребенка к учебе.

1. Наверное, самым распространенным поощрением является похвала. Порой, ее используют на столько часто, что она обесценивается полностью, и дети уже не обращают на нее внимания. Лучшее решение — применять конкретные похвалы гораздо чаще, чем общие. Например, вместо бесконечного употребления слова «молодец!», говорить: «Отлично! Ты правильно решил эту задачу», — или: «О! Ты нарисовал замечательного зайца!» и т. п.

Важно не забывать хотя бы время от времени хвалить ребенка за то, что он делает или сделал правильно. К сожалению, взрослые предпочитают не обращать внимания на успехи ребенка или пользоваться критикой, осуждением, наказанием, что напрочь отбивает мотивацию.

Психологи установили, что для успешного развития необходимо, чтобы соотношение похвал, положительных отзывов и критических замечаний ребенку было не менее, чем 4:1, то есть не менее 4 похвал, подбадриваний, слов поддержки на одно критическое замечание.

Кстати, отдельно хотелось бы обратить внимание учителей на то, что в классе все дети должны получать похвалы, а не только те, кто учится наиболее успешно. Полезно завести тетрадь, где отмечать, сколько поощрений (похвал) и взысканий (замечаний) получил каждый ученик. Возможно, для некоторых детей придется специально создавать ситуации, в которых они смогут добиться хотя бы минимального успеха.

2. Поощрения не обязательно должны быть словесные. Так одна мама семилетней девочки написала в Фейсбуке, что ей с большим трудом удается усадить дочь за письмо в прописях. Девочка делала много ошибок и помарок, и учительница подчеркивала их красной ручкой. Все страницы пестрели красными чернилами. Мама купила еще одну рабочую тетрадь и стала заниматься с дочкой по ней. Но вместо того, чтобы отмечать явно неполучившиеся буквы, она стала подчеркивать наиболее удачные и красивые буквы зеленым цветом. Сначала зеленых подчеркиваний было совсем мало, но довольно быстро их количество стало расти, и почерк девочки стал налаживаться. Этот пост мамы в социальной сети набрал множество лайков, не исключено, что и вам доводилось его читать. Можно добавить, что поощрением для детей может быть и дополнительное время игры на компьютере или планшете, возможность послушать музыку, погулять с друзьями и многое другое, в зависимости от предпочтений ребенка.

Обычно психологи предостерегают от слишком частого использования поощрений. Они справедливо указывают, что, приучившись получать поощрения за каждое свое правильное действие в детстве, люди во взрослом возрасте остаются очень зависимыми от мнения других людей, от поощрений с их стороны. Действительно, есть важное правило для применения поощрений: чем лучше у ребенка начинает получаться какая-то деятельность, тем реже и меньше по объему должны быть предоставляемые за ее выполнение поощрения. В конечном итоге нужно стараться прийти к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от естественных, автоматических подкреплений. То есть самым приятным для ребенка должно стать чувство успеха, радость от правильно и достойно выполненного дела. Но поскольку у некоторых учеников пока не получается успешно выполнять учебную деятельность, для поддержания у них интереса к учебе все-таки придется сначала использовать искусственные (внешние, предоставляемые взрослым) поощрения.

3. Мы уже говорили, что никто не застрахован от неудач — ответ к задаче может оказаться неверным, рисунок неказистым, количество ошибок в диктанте слишком большим и так далее. Неудачи почти всегда снижают интерес к учебе. Но все зависит от того, как ситуация будет прокомментирована взрослым. Можно сказать: «Ну вот, опять ты не смог решить простейшую задачу (вариант: наклепал кучу ошибок в диктанте)! Когда только начнешь головой думать?!» А можно: «Что ж, на этот раз не вышло. Давай вместе посмотрим, что пошло не так, и в следующий раз у тебя все получится!» Фразы, выражающие поддержку и дающие надежду, снижают огорчение от неудачи и поддерживают учебную мотивацию.

4. Некоторые педагоги для повышения мотивации учеников интуитивно используют отрицательные подкрепления. То есть, учитель жестко требует выполнения своих указаний, ругает, наказывает, и ученики, чтобы избежать давления, выполняют его указания. У педагога создается иллюзия, что он нашел способ успешно обучать детей. Однако этот способ не только не повышает интереса к занятиям, но вызывает отвращение к учебе вообще. Да и усвоенные таким образом знания пропадают, как только прекращаются угрозы. Для взрослых это становится неприятным сюрпризом.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Не все дети могут связать полученный в ходе учебы приятный результат с возможностью и дальше получать приятные учебные результаты. Иногда случается, что ребенок не хочет вновь выполнять получившееся у него действие (например, решить еще одну типовую задачу), поскольку не уверен, что у него получится и на этот раз. Обычно так происходит, если ребенку делали много замечаний, много критиковали, наказывали. В таком случае, для поддержания познавательного интереса, очевидно, потребуется много поддержки, поощрений за труд и за правильное выполнение заданий.

Помочь сделать учебу интереснее могут и всевозможные методики самоорганизации и планирования времени. Особенно они могут заинтересовать старшеклассников. Это может быть, например, «метод помидора », использование «Интеллект-карт » и многое другое.

Подведем итог. У родителей и педагогов есть масса возможностей для развития интереса детей к учебе. Причем, в любом возрасте. Конечно, для этого потребуются время и усилия. Но согласитесь, они того стоят!

«Пути повышения мотивации обучения учащихся»

Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня.

Зачем мы сегодня поднимаем этот вопрос перед вами, родителями. Очень часто можно услышать такую фразу: «Мы привели детей в школу, вы учите и воспитывайте». То есть, иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу сни­жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю за­боты о всестороннем развитии ребенка.

Вот и в статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духов­ном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право вы­бора образовательного учреждения и формы обучения детей до получе­ния ими основного общего образования.

А статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не мо­гут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родите­лей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причи­нять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравствен­ному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Родителям нужно хорошо по­нимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образо­ванности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не воз­никли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье - другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пы­таться дома переучить ребенка.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов…

С какой целью вы отдали ребенка в школу?

Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких?

Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. (4сл)

Мотив - побуждение к достижению цели.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Возьмём познавательные и социальные мотивы.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем несравнимое удовольствие!

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз - остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик играет на компьютере, смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается.

Каковы же причины снижения мотивации у школьников?

Демотивирущие факторы , связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:

отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов

коррумпированность;

привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;

отношение к интеллектуальной собственности;

пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;

научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

Эти факторы мы поменять не в силах, хотя правительство уже задумывается над проблемой понижения грамотности населения.

А вот на следующие факторы необходимо обратить внимание.

    Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

    Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.

    Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

    Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

    Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.

    Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание, очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Хвалите ребенка за его старание, даже если он не добился чего-то особенного .

Особенно хорошо действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе, например, поход в зоопарк или незапланированная игра в футбол с папой. Важно, чтобы награда по возможности соответствовала достижению, тогда в памяти ребенка останется положительная связь.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, видит реальные результаты своего труда.

Ученик проявляет интерес к изучаемому предмету .

Предметные олимпиады,разные формы обучения,внеурочная деятельность,дополнительный материал,рейтинг успеваемости.

Вы можете воспитать в ребенке желание познавать мир!

В этих случаях, эффективны оказываются разнообразные совместные занятия детей и родителей. Водите ребенка на выставки, в музеи, читайте с ним вместе познавательные книги, листайте энциклопедии, смотрите научно-популярные фильмы. Если в семье интерес к знаниям недостаточный, то и детская мотивация к учебе остается низкой. Но в ваших силах это изменить!

Вы можете хотя бы на некоторое время «симулировать» у себя познавательный интерес. Например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать совместно с ребенком наблюдать за прорастающей фасолью. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Вера в собственные способности.

В младшем школьном возрасте дети еще безгранично доверяют родителям и учителям, они практически безоговорочно принимают их оценки и замечания. То есть, именно от того, какие оценки дает взрослый ребенку, как оценивает его успехи, зависит его самооценка. Обратите внимание, какие суждения о себе слышит ваш сын?

Основа любой мотивации – влияние окружения.

Ваш сын в школе вынужден взаимодействовать с другими детьми. Поэтому важно сформировать высокомотивированный коллектив. Создайте условия своему ребёнку для общения с одноклассниками во внеурочное время с целью повышения познавательной деятельности (посещение театра, поездка в Липецк).

Воспитание трудолюбия.

Конечно, учение не всегда доставляет удовольствие, часто оно требует большой работоспособности и силы воли. И то и другое у ребенка необходимо тренировать. Поручите ему какие-нибудь обязанности по хозяйству. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять. И главное, не надо идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безынициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.

Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки. Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.

А в заключении хотелось бы сказать, что кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, окружающие ребенка люди, через конкретное воспитание могут помочь ему повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы. Главное, никогда не терять надежды-и у вас всё получится.

Притча о четырёх свечах.

Рефлексия:

Помогло ли наше сегодняшнее собрание?

    Да помогло

    Можно поставить галочку;

    Выяснили чего нельзя делать;

    Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;

    Поняли, что мало внимание уделяли детям;

    Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.

Литература

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

    Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999.

    Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

    Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.

    Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

    Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Выступление на Методическом Совете

Учитель Карп Т.В.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД).

Учебная деятельность.

Мотивы Цель Действия Контроль Оценка

учения и целеполагание (учебные)

УД имеет определенную структуру (см. схему), которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом УД

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

«Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации
  • осознание смысла предстоящей деятельности
  • осознанный выбор мотива
  • целеполагание
  • стремление к цели (осуществление учебных действий)
  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

а) Познавательная мотивация


Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.

Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.

Б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.


в) Престижная мотивация
.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.


г) Мотивация избегания неудачи.


У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.


д) Компенсаторная мотивация.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.


В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним некоторые требованиях к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

  • По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного предмета с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели . На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

Определите собственные цели занятия (его этапа);

Подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

Определите важность, значимость изучаемого материала;

Проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

Сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

Определите способ решения своей учебной задачи;

Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

Определите свои затруднения во время занятия;

Представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др .

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации (см. схему):

Мотивация к обучению в школе – это сложный психофизиологический процесс, побуждающий к получению знаний в условиях коллектива. Если, казалось бы, достаточно общительный ребенок не хочет ходить в школу, значит, мотивация недостаточна, и необходимо сделать все для того, чтобы её повысить, сформировать положительный стимул, заинтересовать ученика, объяснить необходимость такой деятельности.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-либо. В данном случае о побуждении к учебе. Основным побудительным мотивом в возрасте 6-7 лет является потребность в учебе. У ребенка в этот период возникает естественный познавательный интерес, его знаний о мире уже недостаточно для игр: куда можно поплыть на корабле, из чего состоит машина, как выписать рецепт больному. Ребенок стремится к большей правдоподобности в своих затеях, и имеющейся информации ему уже не хватает. Как же можно повысить школьную мотивацию, если она недостаточна?

Развитие мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста

Ребенку интересно узнавать новое, его логические цепочки становятся более зрелыми. У читателя может возникнуть вопрос: «Если все настолько естественно и природно, то зачем вообще вести разговор о мотивации для школы, и, самое главное, не поздно ли говорить о ней, когда старт уже был пройден?»

Любая работа, даже любимая, содержит в себе некоторые неприятные аспекты в виде ворчливого начальника, скучных поездок, рутинного заполнения бланков. Учение в школе не является исключением, оно состоит не только из любопытных занятий. Естественным дополнением к букету интересных фактов являются такие непривлекательные составляющие, как сидение за партой, соответствие требованиям учителя, необходимость учить не только то, что нравится, но и пару-тройку обязательных и пресных предметов. Взрослые справляются с подобной проблемой достаточно успешно, благодаря все той же мотивации. Она может заключаться в желании заработать денег, накопить опыт, работать в хорошем коллективе. В случае нашего маленького школьника - кроме получения знаний, это привлекательность нового статуса школьника, желание получить одобрение, хорошую оценку.

Что же касается временной уместности разговоров о школьной мотивации учащихся, необходимо сообщить: дополнительными составляющими этого понятия являются поддержание положительной школьной мотивации» и «трансформация мотивации в процессе учебы». Хороший школьный старт - это очень много. Но далеко все. Успешной адаптацией ребенка считаются сохранение положительной школьной мотивации спустя полгода учебы или же ее наработка по истечении этого срока. В школу, как правило, хотят идти все, а вот причины этого желания могут быть разными, как и продолжительность периода, когда этот положительный настрой не угасает.

Сам по себе положительный познавательный настрой не даст гарантий устойчивой мотивации ребенка к учебе в школе. Тем более не следует ожидать от ребенка бодрого утреннего подъема. Необходимо напомнить, что период освоения прописей и привыкания к школьному ритму жизни приходится у ребенка на . Даже взрослому человеку сложно в незнакомой ситуации: вспомните переезды, вхождение в новый коллектив. Что уж говорить о детях, которые так нуждаются в стабильности и определенности. Помните: они живут в этом мире только 6-7 лет, и многие, знакомые вам, явления происходят в их жизни впервые. И хотя школа является естественным решением кризисных проблем, у ребенка снижается общая устойчивость к стрессам, нарушается биологическое и психологическое равновесие. Когда ребенок начинает ходить в школу, вся семья испытывает колоссальное психологическое напряжение, ведь с первоклассником трудно ладить, а школа требует эмоциональных затрат и умственного труда. Именно поэтому дети и родители нуждаются в поддержке и понимании.

Какая же школьная мотивация учащихся начальных классов может нести гордый статус «правильной» или «положительной»?

Познавательная и социальная мотивация учиться в школе

Познавательный мотив, потребность познавать существует у ребенка с самого рождения. Конечного пункта удовлетворения этой потребности не существует. Чем чаще и обстоятельнее вы отвечаете на вопросы маленького «почемучки», тем пытливее он становится. Кроме того, познавательная мотивация ученика начальной школы не только является самой естественной причиной фразы: «Хочу учиться!», она служит также и главным показателем психологической готовности посещать учебное заведение. Именно к 6-7 годам познавательный мотив становится ведущим в развитии человека и оформляется в актуальную потребность.

Социальные мотивы включают в себя несколько составляющих (ниже мы рассмотрим наиболее значимые) и являются достаточно важными уже при поступлении в школу. Знания в школе являются для ребенка средством для достижения других целей: получения аттестата, нового статуса, положительных оценок, побед. Побудительная мотивация школьного обучения в этом случае не только стремление к овладению конкретными знаниями и умениями, а то, что будет получено в результате. Социальные мотивы основаны на принятии общественной необходимости учения, и они могут стать хорошим подспорьем в стимулировании желания идти в школу, если только не будут сохраняться как основные, без подключения познавательных интересов.

Социальный мотив, связан со стремлением занять новое положение на лестнице общественных отношений. Ребенок осознает как свое место в семье, так и в социуме. Дети впитывают информацию, услышанную от взрослых, о почетности и важности статуса первоклассника. Дети уже имеют представление о школьном распорядке: наличии звонков, уроков, . Стремление достойно занять новую социальную ступеньку не означает, что дети в полной мере осознают и готовы встретиться со всеми школьными ограничениями и требованиями, но такой мотив может стать добросовестным помощником в нелегком школьном труде.

Также мотивацией для учебы в школе является получение высокой оценки. Самый ярко выраженный социальный мотив на первых этапах учебы. Оценка (поощрение, порицание, словесные подкрепления) является столь же действенным орудием мотивации, сколь и опасным. Сложность состоит в том, что оценочная мотивация влияет не только на ситуативное желание или нежелание учиться, но и на многие аспекты личностного становления ребенка.

Все перечисленные выше типы мотивации к обучению в школе имеют статус положительных, причем самым надежным и многообещающим, конечно, является мотив познавательный. Именно он обеспечит вашему ребенку запас сил и воли для преодоления школьных трудностей и успешной адаптации. Остальные типы мотивации (оценочная, позиционная) скорее являются вспомогательными. Без познавательного интереса они скоро сойдут «на нет» и послужить надежной опорой в мире знаний вашему ребенку не смогут.

Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

Наличие нижеперечисленных типов мотивации детей младшего школьного возраста как основных может уже вызывать беспокойство и сигнализировать о необходимости вашего непосредственного вмешательства.

Игровой мотив достаточно распространен среди первоклассников, особенно среди детей последних «шестилетних созывов». Можно сказать, что это тот же позиционный мотив, но со значительной долей мажорных фантазий по поводу веселой жизни на переменках, счастливого ношения яркого ранца и работы в тетрадях со смешными обложками. Зачастую у таких детей складывается неправильное, идеализированное представление о школе.

Отрицательная социальная мотивация к школьному обучению – это побуждение получать знания, основанное на подчинении требованиям взрослых.

Для постановки диагноза используем специальный психологический градусник - тесты. С помощью такого градусника можно исследовать уровень, качество и слабые места школьной мотивации вашего ребенка и подобрать правильное лекарство.

Большинство детей хочет идти в школу, но мотивация у них разная. Иногда ученики и вовсе не могут объяснить, почему возникает такое желание. Желание может появиться у ребенка и потому, что этого хочет мама, и потому, что там веселые переменки, и потому, что там много интересного. Казалось бы, каждый из вариантов предполагает позитивные ожидания, но только один из них может стать основой прочной положительной школьной мотивации.

Чтобы выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности, нужно расспросить его о том, что он знает о школе, хочет ли он учиться, на чем основывается его желание. На основании ответов можно будет сделать выводы об успешности вхождения в школьную жизнь. Предлагаю примерный набор вопросов, обычно используемых для тестирования школьными психологами. Я провожу подобный опрос при поступлении ребенка в школу и в конце второй четверти. Это позволяет исследовать динамику развития школьных мотивов и, при необходимости, определить направление работы.

Что же делать для создания и сохранения положительной мотивации детей в начальной школе, что предпринять для трансформации «ненадежных» школьных мотивов (игрового, отрицательного социального мотива) в более эффективные: познавательные и социальные?

Трудности учебной мотивации поддаются воздействию, трансформации и исправлению.

При поступлении в школу большинство будущих первоклассников имеют ту или иную положительную мотивацию, но неправильный старт может вызвать появление разнообразных трудностей, из-за которых ребенок будет чувствовать себя неуютно, а первосентябрьский оптимизм перерастет в школьную тревожность. Ниже я предлагаю вспомнить типичные ошибки родителей первоклассника - врага надо знать в лицо.

Одной из важнейших причин отсутствия положительной мотивации или ее быстрого исчезновения является возраст. Очень часто родители берут старт в опасной гонке за знаниями любой ценой именно тогда, когда отдают ребенка в школу как можно раньше. Эта гонка приобретает массовый характер, поэтому начинают формироваться новые стандарты и стереотипы первоклассника, которые сильно расходятся с его естественными потребностями. Как итог мы имеем резкое ухудшение статистики по физическому здоровью детей уже к концу первого класса и отсутствие интереса к учебе.

Чаще всего при необоснованно раннем походе в школу мотивация у ребенка игровая. Психофизические аспекты его личности еще не готовы выдерживать школьную нагрузку, и уже с первых дней школьного обучения он может почувствовать себя обманутым, и его желание ходить в школу может исчезнуть. Другой вариант развития событий - отношение к занятиям как к игре. Поначалу такие дети могут проявлять заинтересованность новой ролью и школьными правилами как правилами новой забавы, но довольно быстро игра перестает быть веселой и надоедает.

Важным фактором в поддержании положительного отношения к школе является личность учителя. Именно учитель становится для ребенка в начальных классах важнейшим авторитетом, поэтому симпатия к личности первого преподавателя может стать определяющей при ответе на вопрос: «Тебе нравится учиться?» Поэтому важной рекомендацией психологов по повышению школьной мотивации является правильный выбор учителя.

Нежелание идти в школу и трудная адаптация может, конечно, быть следствием сугубо субъективных причин, например низкого уровня знаний и умений. В этом случае, при всем желании, ребенку сложно получить удовольствие от новой деятельности. Постоянный неуспех способствует снижению интереса к учебе. Это может проявляться как в тревожном поведении ребенка (все делаю неправильно, поэтому страшно действовать), так и в агрессивном (добиться успешности другим способом). Таким детям сложно пройти адаптацию успешно. Только кропотливый труд каждый день, постоянная помощь ребенку, ваша любовь и терпение приведут к постепенному внедрению в школьную атмосферу и соответствию школьным требованиям.

Если вам удалось соблюсти первичные условия положительной школьной мотивации младших школьников, то дальнейшее повествование даст вам ответы на вопросы, как удержать уже имеющийся положительный настрой вашего первоклассника или откорректировать не очень удачное начало. Если условия успешного старта не имеют ничего общего с реальностью похода в школу именно вашего ребенка - тем более, изложенная ниже информация будет вам добрым помощником в формировании и коррекции школьных мотивов.

Как можно повысить школьную мотивацию младших школьников

Идти в школу за знаниями - что может быть естественнее для ребенка и желаннее для его родителей! Доминирование познавательного мотива у первоклассника - бальзам на раны родительских тревог, ибо с этой минуты важнейшей их задачей оказывается всего лишь сохранение и подпитка того, что уже есть.

Для формирования мотивации обучения к школе родителям нужно придерживаться советов психологов.

Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка - в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса идет параллельно с физическим развитием ребенка - вот почему очень важно не отмахиваться от маленьких почемучек. Причина нарастания неиссякаемого потока всевозможных вопросов очень проста: детские игры постепенно усложняются, они все больше становятся похожими на реальную жизнь. Для «подводной охоты» ребенок попросит вас рассказать, какие бывают глубоководные рыбы; для «путешествия на корабле» захочет знать названия морей и континентов; для игры в сад-огород придется, может быть, даже купить ему настоящих семян.

Окажите помощь ребенку при поиске информации. Если не можете объяснить сами, вместе полистайте энциклопедию, позвоните компетентному другу, поищите в Интернете.

Для повышения школьной мотивации помогать ребенку искать ответы на вопросы просто необходимо! Став постарше, он и сам сможет погружаться в чарующий мир энциклопедий и справочников, но это произойдет немного позже.

Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним. Тем самым вы не только сможете поддержать его природный интерес к знаниям, но и получите возможность окунуться в детское мироощущение, с его особенными представлениями, сложностями и особым словарным запасом.

Ведь зачастую ответы взрослых на вопросы маленьких почемучек просто анекдотичны. Например: «Папа, а как нужно рисовать цифру восемь?» - «Как-как, возьми знак бесконечности и поверни на пи на два».

Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы. Для формирования мотивации в младшем школьном возрасте признавайтесь детям, что сами чего-то не знаете, говорите, что в школе можно будет узнать обо всем на свете.

Постоянно создавайте в жизни ребенка дефицит информации. Рассказывайте что-нибудь увлекательное об открытиях и исследованиях, время от времени предлагайте новые познавательные игры самой широкой тематики, от путешествий по нашей планете до космических исследований.

Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком. И помните, что дети посвящают много сил и энергии подражанию взрослым - это одна из их основных детских задач и один из способов приобретения нового опыта.

При поиске недостающей информации мягко сообщайте ребенку, что, учась в школе, он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.

Предоставьте ребенку возможность поскучать и встретиться со своими желаниями. Для формирования мотивации к обучению в начальной школе, стимулирования познавательной потребности крайне важно не только, чтобы почемучка получил ответ на свой вопрос, но и чтобы он располагал временем, когда можно сформулировать новые вопросы. А для этого малышу просто необходимо личное время и возможность немного поскучать.

Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Психологи не устают призывать старательных родителей держаться золотой середины. Заброшенный, предоставленный себе ребенок - совершенно не наша цель. Достаточно, чтобы в день у вашего малыша оставался всего лишь час-другой личного времени. В выходные, возможно, немного больше. Но многие дети из-за напряженного графика оздоровительных, обучающих и обогащающих мероприятий этого времени не имеют. Предлагаю исправить ситуацию под лозунгом: «Во всем важна умеренность».

Позиционная мотивация идти в школу

Позиционный мотив является одним из социальных мотивов, а также хорошим помощником мотиву познавательному. Быть взрослым - это притягательная мечта любого ребенка. Портфель и школьные учебники являются заветной ступенькой, благодаря которой можно выглядеть выше и значительнее. Хорошо, если показатели по этой мотивации у ребенка достаточно высокие. Важно, чтобы этот мотив был не единственными и шел в паре с познавательным. Для формирования положительной позиционной мотивации обучения в начальной школе нужно не так много:

  • Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Главное - «рифмовать» при этом позицию взрослого, самостоятельного человека и школьника, которому обязательно откроются новые горизонты и возможности: «Сможешь уже сам покупать в столовой булочку!», «Самостоятельно ходить по этажам в актовый зал и столовую!», «Сам будешь выбирать тетради и обложки!».
  • Будьте осторожны! Вам необходимо сообщить о расширении прав, а не об увеличении обязанностей. Не напугайте ребенка тем, что он еще не готов принять: «Будешь забирать уже братика из детского сада!», «Самостоятельно ездить к бабушке на троллейбусе!»
  • Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Участвуя во всевозможных школьных приготовлениях, хотя бы просто в покупке принадлежностей для учебы, ребенок будет ощущать свою важность и изменение статуса.
  • Читайте ему сказки на школьную тематику.

Для повышения мотивации детей школьного возраста ответьте себе на следующие вопросы. Для чего все-таки дети ходят в школу? Зачем нужны школьные правила? Кем бы хотел стать ребенок, когда вырастет? Какие уроки и занятия помогут ребенку в освоении этой профессии? Последние вопросы имеют лишь функцию поддержания мотива, но ни в коем случае не диагностическую. Настоящий поиск своего дела будет осуществляться только в старших классах, поэтому не воспринимайте мечту ребенка как руководство к действию.

При формировании позиционной мотивации детей к обучению в школе, кроме позитивного отношения, ребенок должен получить достоверную информацию о режиме и особенностях школьной жизни.

Формируя позиционный мотив, нужно быть осторожным, ведь зачастую родители невольно ударяются в крайности, которые могут свести на нет все старания. Одна из них - это излишнее красочное и радужное описание школьного процесса, которое вполне может обернуться горьким разочарованием маленького школьника и сомнениями в искренности родителей.

Другая крайность - поселить в сознании ребенка боязнь школы. Причины ее могут быть разными: опасения оказаться несостоятельными, не оправдать родительских надежд, страх несоответствия родительским ожиданиям. Таким образом может появиться отрицательная социальная мотивация, разговор о которой еще предстоит.

Для развития школьной мотивации следуйте следующим советам психологов:

  • Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней.
  • Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете?
  • Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

К сожалению, это, пожалуй, все, что можно сделать в этом случае с помощью печатного слова.

Формирование оценочной учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Плохо, если показатели оценочной мотивации учиться в школе слишком высокие и не подкрепляются ни познавательной, ни позиционной мотивацией. И все же оценочная мотивация может стать хорошим подспорьем в формировании положительной школьного настроя в целом.

Для развития правильной оценочной мотивации в младшем школьном придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию.
  • Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!», «Удивительно, как ты быстро запомнил (красиво написал, хорошо рассказал…), я так рада, что у тебя хорошо получается!» А если вы решите подкорректировать ситуацию, пока ваш малыш еще дошкольник, подойдут фразы: «Как здорово, что ты пойдешь в школу!», «У тебя так хорошо получается, думаю, у тебя и в школе все получится!»

Не секрет, что самым важным «оценщиком» для маленького первоклассника является его первый учитель. Именно он - та «первая скрипка», которая способна извлечь из струн самолюбия маленького человечка и бравурные марши, и минорные мотивы. И если ко времени похода в школу ребенок запасся только оценочной мотивацией, школьные будни вряд ли будут для него спокойными. Кстати говоря, в этом случае выбор первого учителя, который либо усугубит, либо исправит ситуацию, становится еще более важным.

Если основная мотивация вашего ребенка игровая - увы, сложности с адаптацией не заставят себя ждать. Существует ряд требований, предъявляемых к психологической готовности ребенка, которому предстоит пойти в первый класс. Среди них - умение произвольно управлять своим поведением, ответственное отношение к учебной деятельности, умение устанавливать с взрослыми и сверстниками отношения, диктуемые совместной деятельностью. Этот набор требований вполне логичен и естественен - но лишь по достижении соответствующего возраста и, как следствие, психологической готовности. Именно поэтому отдавать ребенка в школу необходимо не ранее шести-семи лет.

Но возраст - совсем не гарантия! В 6 лет далеко не у всех детей имеется познавательная школьная мотивация, поэтому, если можно, стоит подождать еще. Поздний поход в школу никому еще не навредил, в отличие от раннего.

Советы психолога:

  • Особенности игровой мотивации у дошкольников и ценников начальной школы настолько сильны, что пресечь или нейтрализовать их просто невозможно. Единственный выход - постепенно развивать социальную и познавательную мотивации и надеяться на естественное взросление ребенка.

Оптимистичные упования родителей, что ребенок может повзрослеть уже в школе, могут остаться лишь надеждами. Ведь потребность в познании естественным образом созреет только в возрасте 6-7 лет. Но голос этой потребности может оказаться слишком слабым на фоне сложностей и стрессов первого года обучения, если ребенку больше хочется играть, чем сидеть за партой. Отдав ребенка в школу рано, родители рискуют так и не дождаться окончания адаптации.

Помощью ребенку в адаптации будет следование за природой и за естественным ходом событий. Надеюсь, предложенные рекомендации послужат опорой в создании благоприятной атмосферы для положительной школьной мотивации.

Коррекция отрицательной мотивации при нежелании ходить в школу

Трудно в нескольких словах охарактеризовать причины такого печального положения вещей, как отрицательная мотивация детей младшего школьного возраста. Однозначно объяснить, как случилось, что взрослые вопреки своему желанию сформировали у ребенка страх перед школой, сложно. Так же сложно однозначно определить, почему так мало между родителями и ребенком доверия, если последний готов идти в «страшную» школу, только бы не вызвать гнева мамы и папы. В этой ситуации понадобится глубокое исследование отношений. И если вы чувствуете, что в вашей семье сложилась именно такая ситуация, и хотите ее исправить, не пренебрегайте помощью специалистов.

На ребенка, поступающего в школу, ложится большой эмоциональный груз, ведь ему необходимо освоить не только новую деятельность, но и войти в новый коллектив, приспособится к требованиям учителя, к новому статусу, новой территории и новым вещам. Все это требует времени, терпения и помощи со стороны взрослых (учителей, психологов, родителей). Именно последним приходится сложнее всего. Для развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте родителям необходимо оставаться островками стабильности и спокойствия в этом изменившимся мире для малыша, но это непросто, ведь они подвержены тем же стрессам и волнениям, Что и их дети. Дальнейшая информация будет посвящена родительским тревогам и треволнениям, которые становятся нечаянными пособниками в формировании отрицательной школьной мотивации, а также неожиданными препятствиями на пути успешной адаптации Нащих детей.

Все родители хотят, чтобы каждое утро их маленький ученик спокойно вставал, одевался, завтракал и с удовольствием шел в школу, а не подчинялся необходимости идти туда, куда идти не хочется. В общем, все родители мечтают о положительной школьной мотивации для своего ребенка. Но у всякого сильного желания может возникнуть опасный спутник - страх. Тревога, что чаяния и надежды не осуществятся. И самое грустное, что иногда родителям не удается справиться с собственной тревогой по поводу школы, и вместо поддержки интереса к знаниям дети получают от них сообщения о неких драконах, которые уничтожают тех, кто не ходит в школу. Неправильное родительское отношение к школьному процессу влечет за собой разнообразные трудности. И, как следствие, школьная адаптация может проходить плохо или затянуться на неопределенный срок.

Так давайте постараемся выявить те тайные послания, в которых мы сообщаем своим детям о «драконах», их «способе жизни» и «месте в пищевой цепочке».

Однажды, забирая дочь из детского сада, я застала окончание одного развивающего занятия. На протяжении десяти минут воспитатель сообщила пятилетним детям, что они плохо будут учиться в школе, потому что они медлительные, ничего не слышат, шумят и немеют внятно отвечать, когда их спрашивают. Для школьной мотивации это были весьма разрушительные фразы, а форму они имели примерно такую: «Боже, да говори же ты громче, в школе тебя совсем не услышат!», «Быстрее, в школе с вами никто сюсюкать не будет!», «У тебя же под носом лежит, а ты не видишь! Как же ты в школе будешь учиться!»

Воспитателя можно оправдать, например, переживаниями за дальнейшую судьбу ребятишек. Но в тот момент, когда это происходило, я видела только мокрые глаза своего ребенка. Согласитесь, такое поведение воспитателя - сомнительный взнос в копилку положительной школьной мотивации. И мы с вами - родители - иногда сообщаем ребенку о своих переживаниях за его школьное будущее такими же разрушительными способами.

Советы психолога по формированию мотивации в младшем школьном возрасте:

  • Старайтесь контролировать высказывания о школе и школьном будущем вашего ребенка. Фразы должны поддерживать интерес, подбадривать ребенка, а не пугать его.

Совет, конечно, хорош и прост. Но, с другой стороны, ему невозможно следовать, пока не устранена причина подобных высказываний - родительская тревога. А она сама по себе не стихает даже после поступления детей в школу и преодоления первых рубежей. Часто мы продолжаем сокрушаться: «Как же ты будешь дальше, когда пойдут нагрузки!», «А в третьем классе будет шесть уроков, как же ты тогда высидишь!»

Развитие положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Социальный мотив обязательно присутствует у первоклассников, да еще под грифом положительного, однако если он затмевает собой познавательный, ребенок может так никогда и не отправиться в свободное плавание.

Для развития положительной мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста, их познавательных потребностей важно идти за интересами ребенка, а не за родительскими амбициями. Часто, желая осчастливить ребенка знаниями (а заодно и самих себя), родители просто не оставляют ему времени для тихих минут творчества, раздумья или просто покоя, навязывают хронометрированный график жизни, плотно заполненный всевозможными, невероятно полезными для ребенка развивающими занятиями.

Сейчас много говорят о необходимости заботиться о развитии детей. Повсюду муссируется мнение о безусловной пользе раннего и всестороннего развития. Модными становятся всевозможные центры, родительские клубы, кружки раннего творчества, дайвинга, детской аэробики и т. д. После многолетнего невнимания к миру ребенка - это, конечно, невероятный прогресс. Так что же - «ура» и «браво»? Хотелось бы сказать - да. Но при такой повальной борьбе с невниманием к детству мы рискуем выплеснуть с водой и самого младенца!

Родители начинают бояться детской скуки очень рано. Когда ребенок заскучал, он начинает искать себе новое занятие и временно затихает. Многие родители панически боятся этого затишья - и в самом начале жизни малыша правильно делают. Действительно, двухлетний малыш затихает чаще всего, дотянувшись до какой-то штучки с десятком блестящих кнопочек, очень похожей на папин мобильный телефон или пульт от телевизора, или добравшись до маминой сумочки, или забравшись на подоконник, открыв косметичку старшей сестры, усевшись пересчитывать листья вашему любимому фикусу или наводить порядок в дисках брата. Именно поэтому бдительные родители стремятся занять кроху, Дабы урон от его тихого творчества был минимальный. И тем не менее скука - важный фактор всестороннего Развития ребенка, и опыт ее необходим во все периоды жизни. Естественно, в дошкольном возрасте этого времени будет меньше, но по мере взросления, к школе, ребенку необходимо 1-2 часа в день, чтобы поскучать или просто побыть наедине с собой.

Родительские страхи влияют как на формирование отрицательной школьной мотивации учащихся начальных классов, так и на поддержание положительного школьного настроя. Конечно, даже при самых благоприятных семейных и школьных условиях никто не застрахован от слез во время выполнения домашнего задания, от реплик «Не буду читать этот гадкий букварь!» или «Ненавижу эту математику!». Но это не более чем рабочие моменты. У слова «труд» и слова «трудно» - один корень. Задача родителей - не обеспечить безоблачное будущее и безупречное скольжение по школьной колее, но избавить ребенка от ненужных нагрузок и опасных установок там, где это возможно: подкрепить естественный интерес, похвалить за победы, поощрить познание, уделить ребенку время, избежать перегрузок. Именно это поможет сформировать и сохранить такой необходимый положительный настрой на учебу, когда ребенок кроме осознания своего нового статуса, удовольствия от новой формы и школьных принадлежностей еще и сможет искренне удивляться и восхищаться новыми знаниями.

Статья прочитана 4 664 раз(a).

Мытье волос