Наименование органа осуществляющего пенсионное обеспечение. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

1. Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

Организация работы территориальных и местных органов Пенсионного фонда РФ

2.Взаимодействие Пенсионного фонда РФ с негосударственными пенсионными фондами

3.Взаимодействие органов Пенсионного фонда с другими органами

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – основной орган пенсионного обеспечения. ПФР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12. 1990 г. в связи с принятием ФЗ РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» (с 1.01.2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о ПФР утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. ОПС в РФ осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании (ОПС)в РФ». ПФР образован в целях гос управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности. Денежные средства ПФР находятся в госсобственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) застрахованных лиц (ЗЛ) в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе (ОПС) - обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

Участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области ОПС;

Разъяснительную работу среди населения и юр лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет :

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС;

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или ЗЛ;

Иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства ПФР направляются на:

*выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами госпенсий, в т. ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;

*оказание органами соцзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

*финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и гос организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Центробанка РФ.

Правление ПФР :

*несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

*определяет перспективные и текущие задачи фонда;

*утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

*назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

*утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

*издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия. Предприятия, организации, учреждения, в т. ч. банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников ГНС РФ. ПФР является юр лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Местонахождение ПФР - город Москва.

Организация работы территориальных и местных органов ПФР. Отделение ПФР в субъектах (далее - Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления гос управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения.

В своей деятельности Отделение подчиняется ПФР и руководствуется КРФ, действующим законодательством РФ и иными НПА РФ, решениями правления ПФР и его исполнительной дирекции, а также указаниями Минтруда и соц развития РФ по применению пенсионного законодательства.

Отделение является правопреемником по правам и обязательствам органов соцзащиты населения в части организации работ по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Финансирование расходов на содержание Отделения покрывается за счет средств ПФР и бюджета субъектов РФ в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ.

Денежные средства, поступающие на счет Отделения, являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджетов и бюджета субъектов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР вправе осуществлять без акцептное списание денежных средств со всех счетов Отделения.

Отделение обеспечивает :

*исполнение бюджета Отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;

*исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание Отделения;

*финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

*перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;

*руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета отделения до управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*проведение и ежеквартальное представление в установленном порядке в ПФР анализа исполнения плановых показателей бюджета Отделения;

*организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

*организацию работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам;

*организацию и ведение ИПУ ЗЛ в соответствии с ФЗ от 0I.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования»;

*организацию и ведение индивидуальных счетов в системе ОПС;

*разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) пенсий, выплаты пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т. д.);

*обобщение практики применения законодательства о пенсиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовку соответствующих предложений по его совершенствованию;

*прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер;

*привлечение добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

*контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением платежей в ПФР, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств ПФР;

*составление и представление в установленном порядке проекта бюджета Отделения (квартального, годового) в соответствии с ФЗ и постановлением правления ПФР о бюджете ПФР, заявок на финансирование выплаты пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также предложений по структуре, штатному расписанию и сметам расходов на содержание Отделения;

*ведение бухучета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, включая составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР, а также представление их в установленном порядке соответствующим органам;

*организацию разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов;

*оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) госпенсий;

*организацию и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

*защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления, Исполнительной дирекции ПФР;

*организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом (ПУ);

*подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;

*решение других вопросов, отнесенных к компетенции Отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отделение может в установленном правлением ПФР порядке принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан в объемах, утвержденных правлением, и по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Организация деятельности Отделения и его подведомственных органов осуществляется с использованием современных аппаратно-программных средств.

Руководство Отделением возложено на управляющего, который назначается на должность правлением ПФР по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Управляющий Отделением :

*несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Отделение;

*определяет перспективные и текущие задачи Отделения;

*утверждает в соответствии с утвержденными правлением ПФР структурой, численностью и месячным фондом оплаты труда штатные расписания Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах), а также сметы расходов на содержание управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) в пределах средств, выделяемых на эти цели;

*имеет право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке с текущих счетов управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Отделения;

*без доверенности действует от имени Отделения, распоряжается его имуществом, заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;

*является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также на содержание Отделения;

*издает приказы и дает указания, обязательные для работников Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*назначает руководителей управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) по согласованию с соответствующей администрацией;

* решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Отделение является юр лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделение имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) Отделения принимается правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными законодательством РФ. Имущество в случае ликвидации Отделения передается Исполнительной дирекции ПФР.

Взаимодействие ПФР с НПФ

В настоящее время активно реализуется гос программа софинансирования, направленная на привлечение средств населения для увеличения пенсионных накоплений, т. е. гражданин РФ осуществляет часть взносов на формирование накопительной части своей будущей трудовой пенсии самостоятельно, а часть возмещает государство. Средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии гражданина -ЗЛ находятся или в ПФР, или в одном из НПФ. Таким образом, осуществляется вовлечение негосударственных структур – НПФ в финансово-правовые отношения. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации соцобеспечения. Особенность НПФ заключается в его правовом статусе, который урегулирован не только нормами ГП, но и нормами административного и финансового права в части подконтрольности НПФ Федеральной службе по финансовым рынкам, лицензирования их деятельности, передачи средств пенсионных накоплений в ПФР (например, в случае аннулирования лицензии НПФ) и т. д. «ФЗ от 07.05. 1998г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

В соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. N 321 Минздравсоц развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах, и в т. ч. в сфере пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения, соц страхования, включая уплату страховых взносов. (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Минздрав и соц развития РФ").

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. N 798 НПФ, осуществляющий ОПС, должен уведомлять о вновь заключенных договорах об ОПС территориальный орган ПФР в течение одного месяца с момента заключения договора об ОПС в письменном виде по форме. НПФ, как и ПФР, обязан информировать ЗЛ о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября. (Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003г. N 798 "Об утверждении Правил уведомления НПФ, осуществляющим ОПС, Минтруда и соц развития РФ и ПФР о вновь заключенных им договорах об ОПС". Письмо ПФР от 21.09. 2004 г. N ГБ-22-25/10241 "О приеме уведомлений о вновь заключенных договорах об ОПС".

НПФ обязан передавать по поручению ЗЛ средства пенсионных накоплений в ПФР в случаях:

Прекращения (расторжения) договора об ОПС между НПФ и ЗЛ в связи с удовлетворением заявления ЗЛ о переходе в ПФР;

Аннулирования лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Смерти ЗЛ при отсутствии у него правопреемников.

С 1.01.2010г. на пенсионные счета лиц, имеющих право на получение сертификатов на материнский (семейный) капитал и распорядившихся об использовании такого капитала для целей формирования накопительной части трудовой пенсии, из федерального бюджета поступают соответствующие денежные средства.

В связи с этим НПФ обязан :

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в случае смерти ЗЛ;

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в соответствии с уведомлением ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Извещать ПФР и ЗЛ о невозможности передачи суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в размере, указанном в уведомлении ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Информировать ПФР на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии ЗЛ, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения запроса.

ЗЛ вправе осуществлять переход из НПФ в ПФР, т. е. ЗЛ обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии. Данный переход ЗЛ может осуществить один раз в год. При переходе вносятся соответствующие изменения в единый реестр ЗЛ и осуществляется передача средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР. Передаче подлежат начисленный НПФ по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления. При этом под основной суммой понимаются пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете на дату прекращения действия договора, а инвестиционный доход - это пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете после передачи основной суммы пенсионных накоплений (начисленный по итогам финансового года инвестиционный доход и полученные НПФ, но отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы). Обмен информацией между НПФ и ПФР может осуществляться в электронной форме в порядке, определяемом Приказом Минздрав и соцразвития РФ от 29.12.2006г. N 883 "Об утверждении Порядка электронного документооборота между НПФ, осуществляющим ОПС, и ПФР" В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004г. N 55 при передаче пенсионных накоплений в ПФР, НПФ обязан выдать ЗЛ выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. ПФР направляет ЗЛ уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет. В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых ЗЛ по ОПС НПФ обязан уведомлять об этом ПФР и опубликовывать соответствующую информацию в СМИ. Срок приостановления привлечения новых ЗЛ не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. Уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам РФ и ПФР и опубликование информации в СМИ должны осуществляться в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от привлечения новых ЗЛ. Приостановление привлечения НПФ новых ЗЛ не освобождает НПФ от исполнения обязательств по уже заключенным договорам об ОПС. НПФ обязан передавать средства пенсионных накоплений в ПФР в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию НПФ.

Текущая страница: 2 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

3) Толкование норм права социального обеспечения

Для работников правоприменительных органов важное значение имеет толкование норм права. Под ним понимается деятельность органов, организаций, осуществляющих социальное обеспечение, которая направлена на установление содержания правовых норм, на раскрытие в них воли власти.

Цель толкования – правильное точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – сложное комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы. Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющие целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности, возможные ошибки при ее применении. Также толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснений, рекомендаций, писем, обзоров в практике. Правом издания таких актов имеет Министерство труда и социальной защиты, ПФ, ФСС, ФОМС, Министерство обороны и другие организации, имеющие отношение к социальному обеспечению. Например, длительность страхового стажа влияет на размер трудовой пенсии. В законодательстве есть определенные «Периоды, включаемые в страховой стаж». ПФ, с целью толкования этого понятия издал разъяснение, в котором указано какие именно периоды включаются в страховой стаж. Используя эти разъяснения, пенсионные органы правильно устанавливают размер пенсий в соответствии с Перечнем страхового стажа.

Тема 4
Понятие государственной системы социального обеспечения

План:

1) Понятие государственной системы социального обеспечения;

2) Государственная пенсионная система:

а) Страховая и бюджетная пенсионная системы;

б) Источники финансирования пенсионных систем;

в) Круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению;

г) Виды пенсий;

д) Условия предоставления пенсий;

е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения;

ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

1) Понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство.

В основу определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов могут быть заложены различные признаки (критерии):

– Форма организации;

– Круг лиц;

– Виды обеспечения;

– Условия предоставления социального обеспечения;

– Размеры обеспечения и т. д.

Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде 2 элементов:

1) Обязательное социальное страхование (ОСС);

2) Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения. Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из:

– Пенсионной системы;

– Системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– Системы социально обслуживания;

– Системы медицинской помощи и лечения;

– Системы государственной социальной помощи;

– Системы социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.

2) Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит 2 относительно самостоятельных пенсионных систем:

1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС);

2) Государственное пенсионное обеспечение.

Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти 2 системы следующим образом:

а) Страховая пенсионная система;

б) Бюджетная пенсионная система.

А) Страховая и бюджетная пенсионная система

Страховая пенсионная система – система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между 2-мя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них:

1) Источники их финансирования;

2) Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями;

3) Виды пенсий;

4) Условия предоставления пенсий;

5) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение;

6) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Б) Источники финансирования пенсионной системы

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ). Он формируется из разных источников, основным является – уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда – добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирован7ие пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

В) Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся:

1) Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору;

2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика);

3) Граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) Граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства;

5) Лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют только российские граждане, к ним относятся:

1) Федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ);

2) Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий;

3) Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ).

Г) Виды пенсий

По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Трудовая пенсия по старости;

2) Трудовая пенсия по инвалидности;

3) Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015г. вместо трудовых пенсий будет назначатся, и выплачиваться страховые и накопительные пенсии. Эти 2 новых вида пенсии будут назначаться тем гражданам, которые начали свою трудовую деятельность в 2015г.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Пенсия по старости;

2) Пенсия по инвалидности;

3) Пенсия за выслугу лет;

4) Социальная пенсия.

Д) Условия предоставления пенсий

Условия предоставления пенсий по 2 пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей. Право на трудовую пенсию по старости мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет. Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности.

Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному органами медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом с установлением ему III, II, I группы инвалидности и при наличии страхового стажа любой продолжительности.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении.

Для получения пенсии по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан устанавливаются свои условия:

1) право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии их увольнения с федеральной государственной службы.

2) пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами:

а) В период прохождения военной службы по призыву;

б) Не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы;

в) В случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения

В РФ отсутствует единая система пенсионного обеспечения, поэтому существует много разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение. К основным законам относятся:

1) По страховой пенсионной системе:

а) ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

б) ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ»;

в) ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

г) ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

д) ФЗ от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

2) По бюджетной пенсионной системе:

а) ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

б) Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах Внутренних Дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей».

Ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

По страховой пенсионной системе органами, осуществляющие пенсионное обеспечение являются органы ПФ. К ним относятся: правления и дирекция ПФ, расположенные в Москве, Отделения ПФ, расположенные в субъектах РФ.

Управления ПФ в городах и районах, пенсионные отделы в небольших населённых пунктах.

Бюджет пенсионной системы осуществляется пенсионным обеспечением комбинировано, то есть часть бюджетных пенсий через свои органы назначается и выплачивается в ПФ, а другая часть бюджетных пенсий назначает и выплачивает пенсионное Управление, отделы, службы, Министерства обороны, внутренних дел, МЧС, ФСБ, ФСИН, служба наркоконтроля и другие ведомства.

Тема 5
Государственная система пособий и компенсационных выплат

План:

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат;

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат;

3) Виды пособий и компенсационных выплат;

4) Страховые и бюджетные пособия.


Социальные пособия и компенсационные выплаты являются одним из видов социального обеспечения, предоставляются в денежной форме и по значимости для российских граждан находятся на 2-ом месте после пенсий.

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат

Как и у пенсионного обеспечения НПБ (нормативно-правовая база) пособий, компенсационных выплат является обширной. Назовем основные законы в этой области:

1) Закон РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»;

2) ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;

3) ФЗ от 12.12.1996 г. «О погребении и похоронном деле»;

4) ФЗ от 24.07.1998 г. «Об ОСС о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях»;

5) ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

6) ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах ОСС»;

7) ФЗ от 29.12.2009 г. «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так как финансирование ряда пособий осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ, в них принимаются законы по пособиям. Например, закон СПб «По социальной поддержке семей, имеющих детей, в СПб (17 ноября 2004 г.)»

Большинство компенсационных выплат были введены изданием указа Президента и постановлением Правительства. Например, указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат

Социальные пособия и компенсационные выплаты можно классифицировать (разделить на классы, группы) по разным основаниям. Такими основаниями являются:

1) Целевое назначение пособия или компенсации (компенсационного заработка, дополнительных доходов семьи, охраны здоровья матери и ребёнка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода);

2) Продолжительность выплаты (единовременно, ежемесячно, периодически);

3) Финансовые источники (средства ПФ, фонды социального страхования, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции);

4) Круг субъектов – получателей (пособия и компенсации для всех граждан и пособия для работающих граждан);

5) Социально правовые основания выплаты пособия (временная нетрудоспособность, деторождение, бедность, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах);

6) Порядок определения размеров пособий и компенсаций (в твёрдой денежной сумме, в размере, соотносящиеся с прожиточным минимумом в регионах);

7) Действия в пространстве (федеральные и региональные пособия);

8) Органы, предоставляющие пособия (работодатель, орган социальной защиты населения (ОСЗН), органы ПФ и фонды социального страхования, органы службы занятости, органы миграционной службы, органы субъектов РФ).

3) Виды пособий и компенсационных выплат

В РФ назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

1) Пособие по временной нетрудоспособности, (периодическое, размер зависит от продолжительности стажа, заработка, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой пособие не получают);

2) Пособие по беременности и родам, (периодическое, размер зависит от стажа и величины заработка, имеют право только занятые);

3) Пособие женщинам, вставшие на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, (единовременное, назначается в дополнение к пособию по беременности и родам, выплачивается в твердом размере);

4) Пособие при рождении ребенка, (единовременное, выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, если их роды официально зарегистрированы);

5) Пособие на погребение, (единовременное, выплачивается в твердом размере);

6) Пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, (ежемесячное, в твердом размере, получает 1 из членов семьи, непосредственно осуществляющий уход);

7) Пособие на ребенка, (всем, в твердом размере, семьям, чей доход ниже прожиточного минимума);

8) Пособие при передаче ребенка на воспитание в приемную семью, (единовременное, в твердом размере);

9) Пособие при возникновении послевакцинных осложнений (единовременно, в твердом размере);

10) Пособие при заражении вирусом иммунодефицита человека, (единовременное, в твердом размере, только медицинским работникам, заразившимся при исполнении служебных обязанностей);

11) Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (единовременное, размер зависит от степени утраты трудоспособности);

12) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их беженцами, (единовременно, в твердом размере);

13) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их вынужденными переселенцами, (единовременное, в твердом размере);

14) Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности, (ежемесячное, в твердом размере);

15) Пособие беременным женам военнослужащих, проходящих по призыву, (ежемесячное, в твердом размере)

16) Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, (ежемесячное, в твердом размере) 4

17) Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенные с военной службы (единовременное, в твердом размере);

18) Пособие гражданам, привлекаемые к борьбе с терроризмом, (единовременное, в твердом размере);

19) Пособие гражданам, из числа детей-сирот, (единовременное, в твердом размере);

20) Пособие по безработице, (ежемесячное, в твердом размере).

Компенсационные выплаты – новый вид социального обеспечения, введенный в РФ 90-х гг. 20 века.

Компенсационные выплаты – денежные выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Компенсационные выплаты по характеру напоминают пособия, но отличаются от них, во-первых, размером, выплачиваемых сумм; во-вторых, обстоятельствами назначения.

Виды компенсационных выплат:

1) По уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет;

2) На период академического отпуска студентам, обучающимся по очной форме;

3) Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами;

4) Неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних Дел (ВД) и органов Уголовно-исполнительной системы (УИС);

5) Гражданам пострадавших от техногенных и радиационных катастроф;

6) Гражданам, работающим с химическим оружием и получившим заражение;

7) Пенсионерам, проживающих на крайнем севере и приравненных к ним местностям для компенсации проезда к месту отдыха и обратно;

8) На питание учащимся общеобразовательных школ;

9) Судьям, после ухода в отставку на приобретение проездных документов.

4) Страховые бюджетные пособия

Все компенсационные выплаты являются бюджетными, а пособия делятся на страховые и бюджетные.

Страховые пособия выплачиваются из бюджетов Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда (ПФ). К страховым пособиям относится:

1) Пособие по временной нетрудоспособности;

2) Пособие по беременности и родам;

3) Пособие женщинам, вставшим на медицинский учёт в ранние сроки беременности;

4) Пособие при рождении ребенка;

5) Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

6) Пособие на погребение.

Все остальные пособия относятся к бюджетным.

Тема 6
Государственная система социального обслуживания

План:

1) Понятие социального обслуживания

2) Система социального облуживания.

1) Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет самостоятельный вид социального обеспечения. Его можно представить, как комплекс разнообразных социальных услуг и выдач, предоставляемых престарелым инвалидам малообеспеченным гражданам бесплатно или за частичную оплату.

Социальное обслуживание в основном осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально правовых, психолого-педагогических услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как и все другие виды социального обеспечения, социальное обслуживание имеет собственную НПБ (нормативно правовую базу). Основными законами в этой сфере являются.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства , ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России , который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Важно! На данный момент Пенсионный фонд России является еще и одним из крупнейших работодателей – всего в его структурах трудятся более 100 тыс. человек.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает , а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году . Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • контроль собираемости взносов;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Ее назначение и перерасчет

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.



Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Болезни