Развитие к 6 месяцам. Шестой месяц

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.

Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю , девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.

Развитие моторных навыков

В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.

Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.

Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.

Кормление грудным молоком и прикорм

С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.

Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.

На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.

Прочее

С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.

К шестому месяцу - еще одному знаменательному рубежу в жизни ребенка - масса его тела увеличивается вдвое по сравнению с первоначальной, а вырастает он в общей сложности на 14-17 сантиметров. Если хотите проверить гармоничность его сложения, измерьте ширину плеч - в идеале она должна составлять 1/4 Длины тела.

Расширяется круг внимания ребенка, растут те его потребности, которые можно, пожалуй, назвать духовными.

Малыш явно больше нуждается в общении со взрослыми и всячески добивается, чтобы к нему почаще подходили. Одно средство ему известно давно: заплачешь - возьмут на руки. Но теперь иные дети ухитряются еще и вполне осознанно мочиться маленькими порциями, потому что усвоили: как только случается эта неприятность, тут же подходит мама.

Если у вас создалось впечатление, что малыш ведет себя именно так, вы, разумеется, не станете на него сердиться, а придете в восторг от его изобретательности и порадуетесь тому, что так много для него значите. Портал о здоровье www.сайт

Даже простые ваши действия при переодевании, умывании, купании обогащают малыша новыми ощущениями и впечатлениями. И совсем уж хорошо, если вы умеете во все это вносить элементы игры - то пощекочете ладошку, согнете-разогнете пальчики («сорока-ворона»), то невзначай позвените колокольчиком, то, поставив малыша себе на колени, поможете «попрыгать».

Ребенок начинает на удивление тонко воспринимать настроение в семье, эмоциональное состояние окружающих. В ситуациях, когда мама и папа, находясь поблизости, весело разговаривают друг с другом, делают какие-то танцевальные движения под музыку, он тоже начинает улыбаться, смеется, размахивает руками. Когда же рядом звучат сердитые голоса, когда мама раздражена и неласкова, он начинает хмуриться, морщиться, может и заплакать.

Если раньше он чаще огорчался из-за каких-то неудобств, то теперь его способны доводить до слез вещи иного порядка. Например, привык видеть на определенном месте будильник или другой очень нравящийся ему предмет, а недогадливая мама куда-то его переставила, так что ищешь-ищешь взглядом и никак не найдешь - вот обида-то!

На шестом месяце совершенствуется и все большее значение приобретает слух. Плачущий ребенок обычно успокаивается и начинает прислушиваться, если неожиданно рядом зазвучит музыка или вдруг запоет мама.

Внимательнее прежнего прислушивается малыш и к обращенной к нему речи, точно хочет ее понять. Продолжаются его собственные «а-а-а-а», «иль-ля-ля», а к концу месяца он начинает произносить губные согласные и первые слоги -- «ба-ба-ба», «па-па-па». Это уже новый этап развития предречевых реакций - лепет, тренирующий движения губ, языка, умение сочетать звуки с дыханием. Лепечут дети примерно одного и того же возраста во всем мире, и их лепет можно было бы назвать общим младенческим языком, если бы не один эксперимент парижских лингвистов. Они записали на магнитофон лепет детей из французских и китайских семей. При прослушивании этих записей французы в 75 % случаев правильно определили французских, а китайцы - китайских детей. Выходит, что в этом лепете уже есть какие-то признаки родного языка.

Говорите с ребенком побольше! Устраивайте с ним переклички, ког,г;д он, допустим, лежит в манеже, а вы заняты чем-нибудь в другом конце комнаты, используйте народные детские потешки, удобные для звукоподражания.

К примеру:

Наши уточки с утра - кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-ra, га-га-га!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко!

Ребенок уже умеет достаточно долго развлекаться сам. Это лучше получается в первой половине дня, а к вечеру он становится капризен, требует больше внимания. Последний дневной сон у него самый короткий, иногда малыш и вовсе не засыпает.

Дети, особенно страдающие какими-нибудь неврологическими расстройствами, обладают высокой метеочувствительностью. Они хуже себя чувствуют при изменениях атмосферного давления, погоды, им неможется перед грозой, так что нельзя абсолютно исключить и какое-то воздействие этого времени суток на биоритмы их организма. Но все же более реально другое объяснение: к концу дня ребенок устает, да и в доме становится шумнее - собираются все члены семьи, включают телевизор.

Лучше всего выйти с беспокойным ребенком на воздух - вечерняя прохлада, легкий летний ветер хорошо подействуют на него, и, если он и не подремлет сейчас, то придет в хорошее настроение и лучше уснет ночью.

Ввели ли вы уже прикорм своему малышу? Если ребенок не отстает в развитии от своих сверстников и показатели крови у него в норме, можно начинать прикармливать малыша с шестимесячного возраста, но если что-то не в порядке - лучше начать раньше. Про первый прикорм написано в статье "развитие ребенка в пятый месяц жизни", и если ваш малыш с овощными пюре еще не знаком, почитайте ее.

Каши - второй прикорм

Если ребенок уже привык есть пюре, теперь настала пора второго прикорма - каши. Обычно дети едят ее охотно, это, можно сказать, традиционная детская еда. Начинайте с любой, кроме самых грубых - перловой и пшенной. Если готовите кашу сами, крупу предварительно обязательно измельчить в кофемолке. Или пользуйтесь магазинными детскими кашками.

При склонности к жидкому стулу, лучше дать ребенку для начала рисовую кашу, а при запорах геркулесовую - она оказывает легкое послабляющее действие. Одна из самых полезных каш - гречневая, ее обычно хорошо переносят и дети, страдающие диатезом.

Варят кашу сначала на воде, потом добавляют молоко или смесь (к концу месяца можно будет готовить ее на цельном молоке). Каша должна получиться негустая, без комочков, может быть, ее придется и протереть. На полную порцию, то есть 150 г полагается 3 мл (половина чайной ложки) раствора соли, 5 мл (чайная ложка без верха) сахарного сироп, 5 г сливочного масла. Как и пюре, кашу начинают давать с половины - одной-двух чайных ложек и в течение недели доводят до полного объема.

Теперь рацион ребенка может выглядеть примерно так:

6 часов утра - грудное молоко или смесь (200 г);

10 часов - каша (150 г), фруктовое пюре (40-50 г);

14 часов - овощное пюре (180-200 г) с желтком (У4- 1/2), сок (30-40 г);

18 часов - грудное молоко или смесь (180-200 г), 3-4 чайные ложки творога, растертого с молоком;

20 часов - грудное молоко или смесь (200 г).

Постепенно приучайте ребенка к разным кашам, чередуйте их; можно готовить кашу «ассорти» из разных круп, а еще лучше добавлять в каши протертые фрукты.

Удобны готовые каши из сухих смесей, их много. Выбирайте такие, которые больше подходят для вашего ребенка.

Пропал аппетит

Ребенок всегда хорошо ел, а вдруг сегодня подолгу держит кашу или пюре во рту, не глотая. Отворачивается от ложки, всячески выражает недовольство.

Что случилось? Отказ от еды - первый симптом любого заболевания, и, возможно, через несколько часов все станет ясно. Но причины могут быть и другими. Ребенок плохо ест, когда устал, не выспался, перегрелся. Неустойчив аппетит у детей нервных, эмоциональных - они могут есть то вяло, неохотно, то почти с жадностью.

Если у ребенка нет аппетита много дней подряд, можно думать о каком-нибудь хроническом, внешне мало заметном заболевании, например, об анемии.

Но вот обследование проведено, малыш, к вашей радости, здоров, а ест все равно плохо. В таких случаях бабушки нередко вспоминают, что мама или папа в детстве тоже были плохими едоками. Но если ребенок остается веселым и бодрым, нормально прибавляет в весе (на шестом месяце это примерно 600 граммов), - оставьте тревоги!

Аппетит можно стимулировать. Гуляйте с малышом побольше, но не на открытом солнце. Минут за 10-15 до еды предложите ему немного несладкого фруктового или ягодного сока, подкисленной лимоном воды. И, пожалуйста, не нервничайте, не делайте проблемы из того, что ребенок не допил каких-нибудь 15-20 г смеси или не доел нескольких ложек каши.

Доктор Спок как-то заметил, что самый большой недостаток искусственного вскармливания в том, что мать видит, сколько осталось в бутылочке. Действительно, перенести это спокойно она обычно не может и всячески старается заставить ребенка проглотить то, чего ему уже совсем не хочется.

Как ни странно, но именно с опасения, что он недоедает, нередко начинается перекармливание. Стремясь сделать еду более калорийной, мама натирает в яблочное пюре еще и печеньице, молочную смесь готовит слишком концентрированной, в кашу кладет побольше масла, сахара.

Бойтесь, бойтесь, мамы, перекормить ребенка! Знайте, что уже сейчас решается вопрос, будут ли ваш сын или дочь, став взрослыми, мучиться со своими лишними килограммами... Жировые клетки закладываются в первые месяцы жизни. При избыточном питании их становится больше, они интенсивнее заполняются. Особенно велика такая опасность для ребенка, родители которого склонны к полноте. Он может унаследовать их тип обмена веществ, и тогда каждая лишняя ложка каши - толчок к появлению излишков жировой ткани. И, учтите, аппетит - штука капризная, с ним надо обращаться осторожно. Насильное кормление может вызвать у ребенка отвращение к еде, вплоть до привычной рвоты за столом, а прибегая к разным ухищрениям, развлекая за едой, - приучить его к большим порциям. Один из механизмов чрезмерного аппетита состоит в том, что желудок постепенно растягивается, и для того, чтобы нервные окончания, заложенные в его стенках, просигнализировали мозгу «Хватит!», требуется все больше пищи.

На шестом месяце ежедневно ребенок должен получать количество пищи, равное 1/7 его собственного веса, но по объему не больше литра и по калорийности не выше, чем предполагает его возрастной рацион.

В недавно изданных Всемирной организацией здравоохранения рекомендациях по детскому питанию говорится, что превышение калорийности всего на 15 % уже может иметь неблагоприятные последствия. Рекомендации пишутся для врачей, но что сделают врачи без родителей? Когда приходит час кормления, решающей инстанцией становится мама!

Новые упражнения

Вам очень хочется, чтобы ребенок поскорее стал сидеть - это и должно произойти, вот-вот. Но не форсируйте события, не сажайте малыша в подушки, как это часто делают. Если ребенок не сел сам, значит, он еще к этому не готов, и помочь ему можно, аккуратно занимаясь гимнастикой. Для предстоящей «вертикализации» и ходьбы очень важен навык ползания. К этому и готовят его новые упражнения, которые полезно ввести в уже освоенный комплекс гимнастики.

После массажа ног, например, попробуйте сделать упражнение «скользящие шаги». Сгибая в коленях ноги ребенка, лежащего на спине, попеременно прижимайте их к ягодичкам. Стопами он при этом как бы скользит по столу. Другой вариант упражнения, укрепляющего мышцы ног, - попеременно сгибать их в тазобедренных и коленных суставах. Это можно проделать 6-10 раз в постепенно ускоряющемся темпе.

После массажа грудкой клетки несколько раз согните и разогните его ручки. Чтобы было удобнее это сделать, дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук.

Еще одно новое упражнение - присаживание. Положите ребенка на спину, снова дайте ему обхватить ваши большие пальцы, а остальными держите его выше кисти и, разводя выпрямленные ручки в стороны, слегка потягивая к себе, побуждайте присесть. Это можно повторить 2-3 раза, если, конечно, малыш с готовностью идет вам навстречу и для него это нетрудно, а, наоборот, радостно, интересно. Впрочем, с интересами ребенка, с его настроением надо считаться всегда!

С шестимесячного возраста наступает новый этап в развитии ребенка. С этого времени начинается так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то наше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств.
Ребенок еще может не понимать, что в нем запечатлевается, но со временем разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявление отрицательных эмоций - естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку. Но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если он когда-нибудь выдаст вам то, что «записал» теперь.

Вы не раз обращали внимание, как спит ваш ребенок. Вы даже любовались им - спящим. А заметили ли вы - не с открытым ли ртом он спит? Если с открытым, то причины этому могут быть две: либо ребенок простыл и у него заложен нос, либо у ребенка аденоиды. И в том и в другом случае вам необходимо, не откладывая, обратиться к вашему педиатру. А педиатр, если сочтет необходимым, назначит консультацию специалиста.

В возрасте шести месяцев у некоторых детей уже могут прорезаться первые зубы - два резца на нижней челюсти. У большинства детей это «приобретение», вызывающее много радости в семье, происходит в семимесячном возрасте. У иных детишек первые зубки прорезываются с запозданием.

Со временем, когда прорежутся все молочные зубы, вы насчитаете их двадцать. И они должны прослужить ребенку до школьного возраста. Поэтому очень важно их беречь.

Молочные зубы ребенка, как и постоянные, не вырастают из ничего. Молочные зубы заложены у малыша в деснах, постоянные - еще глубже, в челюстях. Поэтому забота о зубах ребенка должна начинаться еще задолго до его рождения. В период беременности эта забота заключается практически в одном - в правильном питании, чтобы в организме мамы присутствовали все витамины и микроэлементы и в достаточном количестве. Это же требование впоследствии относится и к питанию ребенка.
Постоянные зубы начинают «пробиваться» примерно с шести лет.

В питании ребенка, независимо от того, кормят его материнским молоком или коровьим или молочными
смесями, должно содержаться достаточно таких элементов, как кальций и фосфор. Именно при их участии полноценно растет костная ткань. Также необходимо достаточное присутствие витаминов А, С, D.

Замечено, что регулярные солнечные ванны благотворно действуют на образование костной ткани, в частности и зубов.

У ребенка во время прорезывания зубов замечено повышенное слюноотделение. Бытует мнение, что эти процессы как-то взаимосвязаны. Некоторые авторы считают, что никакой связи здесь не существует, что это обычное совпадение. Для мамы, ухаживающей за ребенком, нет большого практического значения - связано прорезывание зубов с усиленным слюнотечением или не связано, разве что следует чаще подкладывать под голову малыша пеленку, сложенную в несколько раз.

Если вы заметили однажды, что у вашего малыша усилился процесс слюноотделения, и посчитали, что вот-вот пойдут зубки, не опережайте время, не давайте ребенку твердых предметов для жевания: например, сушки, бублики, хлебные корки... Здесь скрывается опасность того, что ребенок откусит деснами кусочек размокшей в слюне сушки, а проглотить не сможет; тогда этот злосчастный кусочек способен застрять в дыхательных путях. Вы теперь понимаете, какой это риск...
Не подгоняйте естественные процессы.

Если у вашего ребенка «пошли» зубки и вы обнаруживаете, что слегка поднялась температура, что у малыша появились рвота и понос, не сваливайте все эти неприятные моменты на зубки. Вполне может быть, что
виной всему новый продукт питания, который вы сегодня дали ребенку. Или малыш заболел...
Не мучайтесь сомнениями, вызывайте врача.

Если у вашего ребенка не прорезались зубки вовремя, не переживайте. Это не связано с каким-нибудь недугом. Помните о том, что каждый человек индивидуален, и индивидуальность эта проявляется во всем.

Бывает, что зубки у ребенка появляются трудно: десны припухают, становятся болезненными, ребенок капризничает. В этом случае вам надлежит обратиться в вашу поликлинику к стоматологу.

Не исключена и такая ситуация: у ребенка вовремя появляются зубки, но расположены они, как вам кажется, неправильно - как бы направлены вперед. Это может быть результатом того, что ребенок сосет пальцы или слишком дружит с соской. Срочно примите меры по устранению дурных привычек. И проконсультируйтесь со специалистом - стоматологом.

В возрасте шести месяцев ваш ребенок начинает потихоньку садиться. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго. Мышцы спины у него только развиваются... Вам очень хочется, чтобы ребенок уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы садите ребенка в подушки... Не делайте этого! Ребенок сам будет сидеть, когда организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минутку -но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На шестом месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие... Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки; это приведет к вывиху плечевых суставов.

Если вы заметили, что ваш ребенок беспокойный, нервный, но вроде бы здоров, что это может значить?
Это может значить только одно: вокруг ребенка неблагоприятная обстановка. Либо на ребенка постоянно покрикивают, одергивают его, ругают, забыв, что он еще совсем мал; либо ребенок постоянно является свидетелем бытовых споров и ссор. Ребенок, быть может, не понимает смысла ссор, но он отлично чувствует их отрицательную эмоциональную окраску.

Не требуйте от своего малыша слишком многого. Будьте с ним спокойны, умеренно требовательны, а не чересчур строги. И уж вовсе не позволяйте себе покрикивать на ребенка, если не хотите, чтобы он у вас вырос нервным.

Не устраивайте в присутствии ребенка ссор. Без ссор не обходится ни одна семья, какой бы идеальной она себя ни декларировала. Но вы, молодые родители, можете выяснить отношения между собой, закрывшись на кухне или в другой комнате. Ребенку вредно слышать разговор на повышенных тонах.

Возле ребенка должны царить тишина и покой -это непременные условия для развития нормальной устойчивой психики. Старайтесь говорить с ребенком спокойным серьезным или ласковым (без сюсюканья) голосом. Но и не балуйте малыша чрезмерным вниманием -от этого у него может сформироваться капризный характер.

Постарайтесь не приглашать домой шумных компаний и сами избегайте слишком людных мест. Юбилеи, торжества по поводу и без, вечеринки - не лучшее место для вашего малыша, даже если, придя в гости, вы помещаете его в отдельную комнату. Не забывайте, что вы вырвали его из привычной обстановки. А за стенкой еще шум, громкая музыка, смех... а через неделю вы будете удивляться: почему это ваш ребенок стал нервным, вздрагивает.

Нервозность в ребенке появляется и при постоянных нарушениях распорядка дня, к которому ребенок уже привык. Научитесь планировать свой день так, чтобы не нарушать его режим.

Не позволяйте ни себе, ни кому бы то ни было из близких устраивать с участием ребенка очень шумные игры, это может быть одной из причин его нервозности.

В возрасте шести месяцев ребенок уже не должен просыпаться ночью. Начав активно двигаться, он утомляется к вечеру; кроме того, он уже больше, чем прежде, съедает за вечернее кормление и успевает проголодаться только к утру. Если же ваш ребенок просыпается ночью, следует поискать причину - почему он беспокоится. Вполне уместно будет проконсультироваться по этому вопросу у педиатра.

Укладывая ребенка спать не носите его из комнаты в комнату. Ребенок уже сам должен знать часы своего сна. Добивайтесь от него большей самостоятельности: положили ребенка в кроватку или рядом с собой, спели песенку, покачали при необходимости, через две минуты он спит. Конечно, добиться такой самостоятельности от ребенка непросто; и не от каждого ребенка этого можно добиться, в особенности если он у вас с рождения на руках. Но вы знаете, к чему нужно стремиться.

Если ваш ребенок все же не засыпает в положенное для сна время или просыпается ночью да еще несколько раз, не сердитесь на него, не ругайтесь, даже не повышайте голос, не то сделаете еще хуже. Храните терпение, если хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и с уравновешенным характером.

Вам вдруг показалось, что ваш ребенок криклив - и этим отличается от других детей его возраста. Возможно. Но не забывайте, что ребенок - ваше маленькое зеркало. Может быть, вы и сами крикливы? Если так, то сделайте выводы и впредь при ребенке храните спокойствие. Подражание для детей - стиль жизни на долгие годы (а возможно, и не только для детей).

Если вы уверены, что ведете себя при малыше всегда спокойно, поищите причину крика: быть может,
ребенок в чем-то нуждается или нездоров. Вызовите участкового педиатра.

Вы читаете много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в шестимесячном возрасте должен уметь то-то и то-то... А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего еще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Что надо знать родителям пятимесячного малыша

Вашему ребенку уже исполнилось 5 месяцев. Процесс его роста вам был незаметен, но то, что ребенок вырос, вы видите по тому, как он перерос свою одежду. Вам приходится покупать ему рубашечки большего размера. Вы уже знаете требования к одежде: она должна быть теплой, не стеснять движений, нигде не жать, не тереть. Вы не ошибетесь, если будете покупать одежду ребенку на размер больше.

Если ваш ребенок все это время довольствовался маленькой кроваткой, то пора купить кроватку побольше - которая послужит малышу до школы. Если же вы сразу купили большую кроватку, то пришло время опустить у нее дно.

Ваш ребенок по-прежнему должен спать на не очень мягком ровном матрасике из какого-нибудь натурального материала. Также не нужна ребенку подушка (она может понадобится значительно позже - после двух лет). Даже когда ваш ребенок вырастет и пойдет в школу, вы иногда будете замечать: он спит, отодвинув подушку в сторону. Так ему удобнее.

Для того, чтобы ложе ребенка было ровным, положите на матрасик вчетверо сложенное одеяло. На одеяло не забудьте положить клеенку, если малыш спит без подгузника, и только затем - простыню. Концы простыни должны быть хорошо подвернуты под матрасик - не оставляйте на простыне складок.

Одеяло, которым вы укрываете малыша, должно быть легким и теплым. На одеяло надевается хлопчатобумажный пододеяльник.

Иногда в комнате возникают случайные сквозняки. Чтобы уберечь от них ребенка, перекиньте через спинку кроватки байковую пеленку или легкое покрывало. Пусть эти пеленка или покрывало так и остаются здесь все время.

Вы уже заметили, что ребенок ваш стал подвижен, и вас, естественно, радует это. Но в подвижности ребенка таятся и немалые опасности. Изучая окружающий его мир, ваш малыш стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит у вас в руках: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т.д.

Вам понятно, что это не те предметы, с которыми можно ребенку играть - даже в более старшем возрасте. Не оставляйте перечисленные предметы в доступных для ребенка местах. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.

Опыт показывает, что образцовый порядок в доме - гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать ее положить на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.

Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате ваза на столе? И скатерть?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть ее на себя. И ваза поведет себя не лучшим образом.

Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет. Например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил отец.

Избегайте прогулок в ветреную погоду. Внезапный порыв ветра может насыпать ребенку пыли в глаза. И это закончится конъюнктивитом. В этом возрасте любая болезнь слишком опасна для ребенка и чревата осложнениями. В том числе и конъюнктивит - заболевание такого сложного органа как глаз.

Когда ребенку исполнится пять месяцев, он уже не спит так спокойно, как прежде, и, конечно же, сбрасывает с себя одеяло. Особенно если одеяло не по сезону теплое - ребенку под ним жарко, ребенок потеет. Вы заменили одеяло, но ребенок все равно сбрасывает его, дрыгает во сне ножками. А вы уже устали к нему подниматься; вас постоянно тревожит, как бы малыш не замерз и не заболел...
Пришейте к углам одеяльца завязки. Лучше, если это будут резинки. С их помощью вы можете привязать одеяло к прутьям кроватки и уже будете уверены, что ребенок ночью не раскроется.

Если ваш ребенок имеет обыкновение раскрываться ночью, отличным выходом из положения может быть использование спального мешка.

Вы не должны забывать о регулярном контроле со стороны педиатра. Врач профессионально оценит физическое и психическое развитие вашего малыша, соответствует ли это развитие возрасту; если необходимо, покажет ребенка профильному специалисту; оценит состояние здоровья; даст вам советы по уходу.

Поговорим об игрушках.

В этом возрасте ребенку требуются еще довольно простые игрушки. Основные требования к ним прежние: игрушки не должны представлять опасность для здоровья ребенка - нельзя давать игрушки с острыми краями, нельзя давать игрушки разбирающиеся на мелкие детали. Игрушки должны быть из материала, который легко помыть: резиновые, деревянные, пластмассовые.

Выбирайте для ребенка игрушки яркие, разноцветные, пестрые, разнообразных форм. Помните, что игрушка - это не просто отвлеченная забава, а предмет, развивающий ребенка; игрушка развивает цветовосприятие, пространственное воображение (соотношение форм); занимаясь с игрушкой, ребенок учится координировать свои движения, воспринимать предмет зрительно с разных расстояний; он пробует ее на ощупь - твердая игрушка или мягкая; и даже исследует на вкус.

Конечно, покупайте малышу игрушки по возрасту. Но если вы встретили в магазине что-то более сложное и не можете удержаться, купите и эту игрушку. Ребенок подрастет, и она придется ему кстати. Но если вы купили такую игрушку, не показывайте ее ребенку преждевременно - чтобы он не привык к ней и не потерял впоследствии к этой игрушке интерес.

Интерес ребенка к игрушке - это важно. Время от времени меняйте те игрушки, с которыми играет ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш стал равнодушен к какой-то игрушке, спрячьте ее на недельку в шкаф и купите другую игрушку. Когда вы через неделю достанете игрушку старую, вы убедитесь, что ребенок будет опять с удовольствием играть с ней - и будет воспринимать ее как воспринимаете вы старого знакомого.

Поиграйте и вы в игрушки с ребенком. Ведь только от вас он может узнать, что это за игрушки: что собачка - это собачка, а котик с бантиком - это котик с бантиком; собачка лает, котик мяукает. Малышу все это безумно интересно. В этих первых играх перед ним предстает простенькая модель мира.

Вам необходимо знать, что игры с ребенком устанавливают между вами более тесный эмоциональный контакт. Такие контакты - это одна из основ ваших последующих с ребенком взаимоотношений. В частности - уважения, любви... Вы же хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии долгие годы относился к вам с самой нежной любовью... Побольше занимайтесь с ним. Пусть он открывает мир с Вашей подачи, пусть он видит окружающее вашими глазами.

Давая ребенку разные игрушки (желательно по одной), называйте их. Ребенок, пусть еще и не способен сам говорить, запоминает слова и их значение. Со временем это поможет ему быстрее заговорить.

Если вы даете ребенку разборные игрушки, то выбирайте такие, какие не представляют для ребенка опасность: например, разборные матрешки, кубики, пирамидка. Детали разборных игрушек не должны быть слишком мелкими. Маленькие дети в этом возрасте постигают не только окружающий мир, но и собственное тело. И малышу бывает очень интересно засунуть в нос фрагмент мозаики или спрятать в ухо пуговку, оторвавшуюся от платьица куклы, и т.д.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • К 6 месяцам большинство малышей уже легко умеют переворачиваться на обе стороны, и со спины на животик. А некоторые, наиболее шустрые, начинают вставать на четвереньки и медленно передвигаться, переставляя ручки или немного подползать, пытаясь достать игрушку. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Еще смешно, иногда, даже задом наперед, как бы отталкиваясь……А начинает подползать малыш даже не столько от того, что укрепил свою спинку, ручки и ножки, а потому, что он созрел умственно! Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать пространство. Сегодня малыш пополз, а завтра попытается сесть, освободит свои ручки для игры, а потом и пойдет…..
    Ползание стимулирует и развивает кроху физически, оно укрепляет спинку малыша. Лучше, когда ползание будет предшествовать сидению, потому что это благоприятно скажется на развитии позвоночника и внутренних органов. Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира! Пусть он ползает по квартире, но обязательно обеспечьте ему безопасность.
    Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научившись ползать, ребенок очень быстро развивает в этом такое мастерство и достигает таких темпов, что можно с уверенностью сказать: спокойные времена для родителей миновали!
  • Ребенок в 6 месяцев уже свободно и легко берет игрушки из разных положений, играет ими, перекладывает игрушки из руки в руку.
  • Малыш научился владеть своим тельцем, он может теперь наклоняться справо налево и наоборот - при этом он переносит всю тяжесть в соответствующую сторону. Кроха уже может удержать в каждой руке по игрушке. В это время он учится управлять одновременно двумя руками. Не упустите моменты этого бурного роста, стимулируйте малыша для его интеллектуального развития, подпитывайте его ум первыми развивающими игрушками. В этом возрасте малыши очень любят всевозможные баночки и коробочки – открывать и закрывать их, вкладывать или вынимать предметы. Играйте с ним и одновременно читайте стишки. Так малыш будет учиться сам сопровождать ваши стихи различными модуляциями голоса, изменяя силу звука. Он будет радоваться, когда в ответ почувствует одобрительную реакцию родителей!
  • К 6 месяцам кроха уже узнает свое имя. Он очень радуется, если к нему обращаются, оборачивается в сторону взрослого человека.
  • Если раньше малыш любил, когда с ним разговаривают, то теперь он стремится принять участие в активном разговоре. У него появляются первые слоги, которые он старается произнести за взрослым. Это первый сознательный лепет. Он понимает обращенную к нему речь: ищет взглядом называемый предмет (Где лампа? Где стол?), или человека (папу или маму), смотрит внимательно на говорящего
  • Теперь ваш кроха уже узнает близких по голосам из соседней комнаты. Папа приходит с работы, а он радуется и восторженно ликует на руках! К чужим, наоборот, он относится теперь очень настороженно. Малыш может долго и внимательно рассматривать незнакомца, а потом или улыбнуться, или расплакаться. Это уже не 3-4 месячный несмышленыш!
  • 6-месячный кроха слушает музыку, он подпевает, воркует. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно.
  • В 6 месяцев малыш может огорчаться, если ему что-то не удается, или радоваться, если он овладевает каким-либо предметом. Он осознанно обижается, если у него отнимают игрушку или не обращают на него внимание.
  • Понаблюдайте, как в 6 месяцев ваш кроха умеет хорошо кушать. Он уже уверенно открывает ротик и ест с ложки. Некоторые малыши к этому возрасту начинают хорошо пить из чашки. С этого возраста ваш малютка может уже принимать участие в ваших семейных обедах. Так он набирается опыта общения в семье.

Родителям новорождённого будет полезно узнать, . Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь , какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит , каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет . Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного , всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Из статьи детского доктора родители смогут узнать, как правильно и как готовить пюре из разнообразных овощей.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребёнка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Немыслимая быстрота роста и развития ребенка в первом полугодии жизни просто завораживает: вот только недавно кроха появился на свет, а уже через два - три месяца он уверенно держит головку и улыбается маме. Спустя еще месяц малыш точно различает «своих» и «чужих», пытается поймать и удержать красочную игрушку. Вот так - не по дням, а по часам - и растет ваше солнышко.

В 6 месяцев ребенок - это уже полноценный человек, у которого прослеживается характер и тип темперамента.

Но самый крутой перелом происходит в 6 месяцев - достигнув этого возраста, малыш настолько стремительно меняется и так быстро обучается, что только диву даешься. Вот о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, мы с вами и поговорим. И начнем свою беседу с обсуждения режима питания и некоторых изменений в меню.

Педиатры, логопеды, стоматологи вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведут споры на тему, . Некоторые считают, что это затормаживает речевое развитие, приводит к неправильному произношению звуков. Что думают по этому поводу специалисты расскажет наша статья.

Питание шестимесячного ребенка

Многолетние исследования и опыт предыдущих поколений свидетельствуют о том, что до указанного возраста грудное молоко полностью обеспечивает растущего малыша всеми необходимыми веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами.

Но почему именно полугодовалому ребенку можно и нужно вводить первый прикорм?

Все дело в том, что к этому времени организм грудничка достигает определенного уровня развития:


Первым прикормом нужно заменить одно из дневных кормлений. И тут есть несколько хитростей:


Если вы прислушаетесь к вышеописанным советам и не будете спешить, сможете похвастать перед своими подругами здоровым и веселым ребенком, который не капризничает и кушает только полезную и вкусную пищу.

Физическое и эмоциональное развитие малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок должен проявлять достаточно высокую физическую и эмоциональную/умственную активность.

Вот перечень основных навыков и умений, которые обычно усваивает грудничок к этому периоду:

  1. Без посторонней помощи переворачивается набок и на живот.
  2. Пытается перемещаться в пространстве - ползает.

    Ну тогда я пополз!

  3. Совершает первые попытки самостоятельно принять сидячее положение.
  4. Уверенно стоит на ровной поверхности, когда его придерживают за корпус.
  5. Самостоятельно берет руками игрушки и другие предметы, которые находятся не очень далеко от него.
  6. Может фиксировать свое внимание на определенном предмете 1 - 3 минуты.

    На этих красавиц можно смотреть бесконечно.

  7. Умеет выражать положительные и отрицательные эмоции.
  8. Если спрятать любимую игрушку, ребенок начинает ее искать, поворачиваясь во все стороны.
  9. Хорошо развиты вкусовые ощущения.
  10. Умеет есть из ложки, сжимая ее губами, хорошо пьет из чашки, которую придерживает кто-то из взрослых.
  11. Поворачивает голову к человеку, окликнувшему малыша по имени.
  12. Прислушивается к музыке, затихает, когда играет понравившаяся мелодия.

    Потише! Не видите я слушаю музыку!?

  13. Реагирует на смену выражений лица человека, который находится рядом.
  14. Увлеченно смотрит на предметы, которые двигаются.
  15. Не отпускает от себя надолго маму, так как ребенку хочется играть с кем-то, а не в одиночестве.

    Мама - мой лучший друг!

  16. Начинает произносить первые слоги - лепетать.
  17. Для этого периода характерно уменьшение длительности дневного сна. Но так как малышу необходимо систематизировать много новой информации, нельзя идти у него на поводу и уменьшать количество дневного сна: пусть ребенок спит недолго, но чаще.
  18. В среднем масса девочек в 6 месяцев равна 7,3 кг, а рост - 66 см. Мальчики в этом возрасте несколько крупнее - масса равняется 7,9 кг, а рост – 68 см.

Чтобы улыбнуться малышу необходимо задействовать 17 лицевых мышц, сделать малышу это очень непросто. Некоторые мамы видят уже через несколько дней после рождения, у других малыш не улыбается и через месяц. Каждый малыш начинает улыбаться в свое время, поэтому не стоит впадать в панику, стоит лишь немного подождать.

Некоторые молодые мамы не знают, как ребенок должен прибавлять в весе правильно и в какие сроки это должно происходить. ответит на все самые главные вопросы.

Учимся и играем в 6 месяцев

Прочитав информацию из предыдущей главы, многие мамы могут обеспокоиться из-за того, что какие-то действия малыш не выполняет: не может сидеть или плохо захватывает игрушки руками, не лепечет или весит меньше нормы.

Я строго индивидуален.

Хочу вас успокоить - все, что описано выше -это усредненная информация. Но ведь каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему - кто-то все схватывает на лету, а кто-то не спешит. Стоит бить тревогу только в некоторых случаях:

  1. Когда кроха практически не реагирует на общение со стороны ближайших родственников, кормление, игры.
  2. Вы наблюдаете подергивание мышц лица ли конечностей.
  3. Отсутствует нормальный режим сна.

Но если со здоровьем у ребенка все хорошо, всему остальному его можно научить, потратив немного времени на развивающие игры.

Дети развиваются быстрее в компании своих сверстников.

Чтобы научить кроху хорошо держать руками игрушки, почаще вкладывайте ему в руки вначале небольшие предметы, а потом более крупные.

Старайтесь давать ребенку игрушки различной фактуры - гладкие, ребристые, сделанные из кожи, бархатистые на ощупь. Возбуждение тактильных рецепторов на ладонях способствует образованию нейронных цепочек в головном мозге - так малыш быстрее учится.

Двигательная активность будет боле интенсивной, если в процессе игры ребенку нужно будет дотянуться до предмета или человека. Игры во время купания или плаванье в ванной укрепят мышцы спины и шеи, что поможет малышу более устойчиво сидеть и легче переворачиваться. Если активные игры и бултыхание в ванной не так эффективны, как вам бы хотелось, делайте с ребенком специальные упражнения или пройдите курс массажа.

Водные процедуры и развивают, и успокаивают.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев легко стимулировать, подолгу разговаривая с ним. Рассказываете детям сказки, пойте песни, читайте стихи. Чем больше кроха слышит слов, тем быстрее и полнее у него сформируется словарный запас. Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с артикуляцией, прикладываете его пальчики к своему рту - так малыш запомнит форму губ во время произношения различных слов.

Книжки с большими и яркими картинками завладеют вниманием крохи надолго.

Побольше играйте с ребенком, показывайте ему игрушки, называя их, а потом просите малыша найти ту или иную. Показывайте крохе фотографии и называйте людей на них, играйте с зеркалом, попробуйте прятаться от ребенка, но так, чтобы он с легкостью вас нашел.

В целом родители должны помнить о том, что именно от них зависит интеллектуальное и физичесокое развитие детей. Поэтому в их обязанности входят следующие действия:

  • правильно организовать ребенку режим дня,
  • подобрать оптимальное блюдо для введения первого прикорма,
  • придумать такие игры, которые не только займут кроху на какое-то время, но и обучат его чему-то новому.

За шестой месяц ребенок набирает в среднем 650 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес шестимесячного ребенка около 7100 - 7400 г, а рост - 66-70 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • начинает ползать,
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Тест развития ребенка в 6 месяцев

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.

7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить прикорм, если вы не сделали это раньше. По рекомендациям ВОЗ прикорм желательно вводить не позднее 6 месяцев, поскольку в ином случае могут возникнуть как проблемы с жеванием, так и с обеспечением организма малыша витаминами и микроэлементами в необходимых количествах.

Режим и распорядок дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 6 месяцев

В 6 месяцев начинают прорезваться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

В 6 месяцев малыш уже сидит и его руки свободны для того, чтобы оперировать с самыми разными предметами. Поможем ему развивать мелкую моторику рук, это очень важно для последующего развития речи. Кроме музыкальных игрушек в этом возрасте малыш очень любит играть предметами, складывающимися друг в друга - формочки разной величины, матрешки, пирамидки. Начинаем играть в Ладушки. Сначала берите ручки малыша в свои и хлопайте, приговаривая: ладушки, ладушки, где были - у бабушки, что ели - кашку, что пили - бражку (молоко), попили-поели - кыш полетели, на головку сели (ручки на голову).

Подойдут малышу и музыкальные игры, имитирующие голоса животных при нажатии на кнопку.

Уход