Ребенок в 10 мес. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

2 1 266 0

В возрасте 10 месяцев малыш начинает многое понимать и уже показывает свои способности. Проявляет характер, самостоятельно активно двигается и возмущается, если его что-то не устраивает. Пытается во всем подражать вам, настойчиво идет к своим целям.

В статье вы узнаете, как развивается десятимесячный малыш, и какими навыками должен обладать.

Физическое развитие

Ребенок в 10-месячном возрасте настолько активен, что прибавка в весе не столь заметна.

В сравнении с предыдущим месяцем, вес прибавляется до 300-500 г, а рост – на 1-1,5 см. Отклонение в 10% нормально. Если более 20%, это может свидетельствовать о нарушении обмена веществ или сбое работы гормональной системы. Держать этот вопрос под контролем на протяжении всего периода развития чада поможет .

Психоэмоциональное

  • Малыш понимает, что вы говорите. Может повторять за вами звуки и слова, показывать на предметы, которые вы называете.
  • Весело реагирует на шутки. Смеется в ответ на смех взрослого.
  • Пытается подражать взрослым: подносит телефон к уху, повторяет за вами несложные движения.
  • Машет на прощание, протягивает ручки, обнимает.
  • Проявляет интерес к другим детям.
  • Выполняет несложные задачи родителей.
  • Понимает, когда его хвалят, а когда что-то запрещают.
  • Сознательно разбрасывает окружающие предметы.
  • Находит ранее спрятанный предмет, знает, где лежат его игрушки.
  • Хорошо сжимает и разжимает пальчики. Если вы просите что-нибудь отдать, он протягивает вам этот предмет.
  • Продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок уверенно держится за кровать, когда хочет подняться. Легко разжимает ручку, когда бросает игрушку. В этот период родителям уже нужно знать, .

Сон и питание

Спит от 10 до 12 часов. 2 раза в сутки по 1,5-2 часа – дневной сон.

В 10 месяцев малыша уже надо переводить на обычные продукты. Грудное молоко и смесь ребенок должен получать после и перед сном. 30-50 г вместо воды или сока после кормлений.

Дневная норма молочных продуктов десятимесячного малыша – 600-700 г.

В первое и последнее кормление ребенку достаточно грудного молока или смеси. За одно кормление он съедает от 200 до 250 мл.

Родители должны создать ребенку правильный режим сна и питания, чтобы он не переутомлялся и имел хороший аппетит.

Режим дня

  • 6.00 Пробуждение
  • 6.00-6.30 Туалет, кормление
  • 6.00-8.00 Бодрствование
  • 8.00-10.00 Первый сон
  • 10.00 Кормление
  • 10.00-12.00 Бодрствование
  • 12.00-14.00 Второй сон (на свеж. возд.)
  • 14.00-16.00 Бодрствование
  • 16.00-18.00 Третий сон
  • 18.00 Кормление
  • 18.00-20.00 Бодрствование
  • 19.30 Купание, гигиена
  • 20.00-6.00 Ночной сон
  • 22.00 (или 1.00-2.00) Кормление

Навыки

  1. Малыш стоит без опоры. Если держать его за руку, он старается передвигаться вперед;
  2. Спокойно садится из стоячего положения;
  3. Крепко хватает и держит предметы обеими руками. Чашку держит двумя руками, а ложку одной;
  4. Хорошо ползает на четвереньках;
  5. Повторяет движения за взрослыми;
  6. Высовывает и засовывает ящики комода или шкафа;
  7. Передвигает мячик в то место, на которое вы показываете;
  8. Подпрыгивает и приседает в кроватке, держась за перила;
  9. Может одним предметом достать другой (лопаткой спихнуть игрушку со стола).

Как развивать малыша

Носите на руках

Раз в день берите ребенка на руки и на протяжение часа носите с собой везде, разговаривая с ним. Сажайте к себе на колени, улыбайтесь, глядя ему в глаза. Обнимайте и говорите, как сильно любите, целуйте. Напевайте веселый песни и пытайтесь танцевать вместе.

Говорите

Делайте это так, будто он вас понимает. Используйте короткие словосочетания: “это мячик на столе”, “мячик синего цвета”. Разговаривайте медленно и уверенно.

Развивайте чувство юмора

Дети в этом возрасте уже понимают шутки и отлично реагируют на вашу мимику. Шутите, руками старайтесь описать шутку.

Сделайте пространство для ползания

Уберите все лишние предметы с пути малыша, обезопасьте его место пребывания. На примерах показывайте, что есть опасные предметы, которые могут навредить, их нельзя трогать (в розетке ток, в чайнике горячая вода и др).

Научите показывать части тела

Присядьте напротив ребенка и показывайте на себе части тела, чтобы он повторял за вами. Говорите: “Это носик”, “Вот это ручки”, “Это глазки”.

Позволяйте кидать игрушку

Поставьте перед малышом коробку или ящик, в которую он может бросать игрушки. При этом меняйте расположение коробки.

Читайте сказки

Купите ребенку несколько книжек, в которых он сам сможет переворачивать странички. Читайте короткие сказки с интонацией, например “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”. Сделайте малышу полочку с книжками, чтобы он сам мог к ним дотянутся.

С каждым новым месяцем после введения прикорма режим питания крохи меняется, а рацион дополняется новыми продуктами. Меню ребенка в 10 месяцев формируется с учетом предпочтений малыша, при этом педиатры советуют совмещать блюда прикорма с кормлением грудью. Кроме того, родителям не стоит забывать о рациональном подходе к объемам порций и временных интервалах между приемами пищи.

Питание ребенка в 10 месяцев

Не существует универсальных норм питания в 10 месяцев: каждый родитель определяет интуитивно, что и в каких количествах давать ребенку. Спокойному карапузу хватает небольшой порции пищи, более активный малыш тратит много энергии, поэтому и аппетит имеет хороший, что сказывается на количестве потребляемой еды. Грамотно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и включать максимум минеральных веществ, витаминов. Врачи рекомендуют стараться не нарушать установленный режим питания и, при необходимости, постепенно увеличивать объемы порции.

Режим питания

В 10-месячном возрасте уже переходят на двухразовый дневной сон продолжительностью 1,5 часа. При этом, если грудничок засыпает в одно и то же время, его дневной режим стоит построить так, чтобы он был удобен и маме. Важно придерживаться установленного распорядка, поскольку это благотворно влияет на организм карапуза, исключая его переутомление, благодаря чему ребенок меньше капризничает. Режим кормлений и сна является, кроме того, важным подготовительным этапом перед детским садом.

Приученные к распорядку дня детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса при разлуке с мамой. Примерный дневной режим кормления для ребенка 10 месяцев:

Время Питание в 10 месяцев
6-7 часов Первый завтрак
10 часов Основной завтрак
14 часов Обед
18-18.30 Первый ужин
22 часа Второй ужин

Объем порций

Режим питания 10-месячного ребенка, которого кормят грудью и малыша такого же возраста, получающего адаптированную детскую смесь, мало чем отличается: они кушают одинаковые продукты прикорма, а рекомендации по количеству еды перестают отличаться. Объем пищи, который должен съедать 10-месячный карапуз, рассчитывается на основе его веса. Эту цифру делят на 9 и получают рекомендованный объем еды для малыша.

В среднем, в возрасте 9-10 месяцев дети весят 9-10 кг, поэтому среднее количество пищи для них составляет 1-1,25 кг. Этот объем делят на количество кормлений и получают приблизительный вес одной порции 200-250 г. Так, организму крохи для обеспечения нормального здоровья требуется такое примерное количество продуктов прикорма (объем грудного молока в рационе ребенка должен составлять не больше 25%):

Название продукта Количество в граммах
Овощное пюре 200
Фруктовое пюре 110
Каша (молочная/безмолочная) 200
Сухарик, печенье 10
Масло растительное 6
Мясо 80
Хлеб белый 10
Масло сливочное 5
Творог 50
Рыбное пюре 50
Кисломолочные продукты 200

Способы приготовления еды для малыша

В возрасте 10 месяцев у деток уже есть несколько зубов, им нужно давать возможность грызть сухарики и приучать жевать пищу, поэтому старайтесь не сильно измельчать продукты. Перед приготовлением нужно тщательно мыть овощи, ягоды и фрукты и очищать их от кожицы. Ежедневное меню можно дополнить запеканками из творога с добавлением разнообразных сухофруктов и цукатов. Малышам, кроме того, нравятся разные виды пудинга.

Запрещается готовить блюда сразу на длительный срок – на 4-5 суток или неделю, крохе стоит давать исключительно свежие молочные супы, мясные пюре, кусочки фруктов, пр. Ни в коем случае нельзя предлагать малышу жареное, поскольку это может спровоцировать серьезные нарушения работы органов ЖКТ. Оптимальным вариантом термической обработки пищи является паровой, кроме того, продукты разрешено варить, однако в данном случае разрушается больше полезных веществ. При этом нельзя использовать сахар, соль и другие приправы.

Готовить мясные блюда следует из потных, легко усваиваемых сортов продуктов, при этом начинают прикорм, как правило, с курятины и индюшины. Меню десятимесячных малышей должно быть сбалансированным, полноценным, наполненным витаминами и минералами, поэтому рекомендуется использовать минимальное количество магазинных продуктов. Домашняя пища значительно полезнее, а приготовление детских порций не займет много времени.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев

По рекомендациям педиатров, малышам в 10 месяцев кроме материнского молока необходимо давать дополнительный прикорм – взрослую пищу, приготовленную подходящим образом. Чтобы правильно составить меню, нужно учесть, что детский организм должен получать все микроэлементы и витамины в достаточном количестве. Согласно советам ВОЗ, после исполнения 9-10 месяцев ребенку стоит добавлять в рацион другую пищу, при этом материнское молоко должно составлять в суточном меню не больше 25% от всего объема пищи.

Какие продукты должны входить в рацион ребенка в 10 месяцев

По мнению доктора Комаровского и других педиатров, если ребенок не аллергик, его меню должно быть максимально разнообразным в 10 месяцев. Данный возраст – оптимальное время, чтобы приучить малыша кушать самостоятельно и посадить за взрослый стол. Для правильного развития челюстных мышц, важных для развития речи, а также формирования пищеварительных органов, нужно предложить малышу кусочки овощей, фруктов. Что должен кушать ребенок в 10 месяцев:

  1. Безмолочные и молочные каши. В детском рационе питания должны присутствовать гречневая, рисовая, овсяная, кукурузная крупы, которые богаты полезными углеводами, белками и минералами. Манку лучше не торопиться вводить в меню, поскольку она может стать причиной избыточного веса или аллергии
  2. Мясная пища. Без нее невозможна полноценная выработка гемоглобина, что угрожает анемией.
  3. Овощи. Малыш ежедневно должен съедать плоды, богатые минералами и витаминами. Кроме того, овощи богаты клетчаткой, которая необходима для здорового пищеварения крохи. Можно готовить овощные супы, другие вкусные блюда или давать плоды сырыми. Самыми ценными для детского меню считаются морковь, кабачки, свекла, цветная каппуста, брокколи.
  4. Ягоды, фрукты. Большинство из них содержат важнейший для иммунитета витамин С и глюкозу, очень необходимую для 10-месячных детей. Тем не менее, такие продукты нужно давать малышам в строго ограниченных количествах, ведь они способны вызывать аллергию, вздутие живота и нарушение стула.
  5. Молочные продукты. Невзирая на то, что ребенок 10 месяцев, как правило, еще получает грудное молоко, его меню следует дополнить другими полезными крохе продуктами. Коровье молоко можно использовать при варке каши, детской вермишели или давать в прокипяченном виде. Кроме того, малышам важно кушать творог, который является богатым источником кальция. Детский кефир лучше готовить в домашних условиях, используя натуральную закваску и домашнее молоко.
  6. Желток. Продукт содержит витамины Е, В, А, Д и большое количество ценных минералов. Крохе можно давать по 1 желтку не чаще, чем трижды за неделю, поскольку он способен вызывать аллергическую реакцию.
  7. Масло. Растительный и животный тип продукта дается в количестве до 5 г в сутки.
  8. Пшеничные изделия. Их вводят в меню крохи в ограниченном количестве. Макаронные блюда включать в рацион можно не раньше, чем в 10 месяцев. Кроме них, ребенку дают галетное печенье и сухарики.

Напитки и соки

Первой добавляется в меню очищенная кипяченная вода. Соблюдение питьевого режима обеспечивает хорошее пищеварение крохе, кроме того, оно исключает обезвоживание, актуальное в летний сезон и при патологиях ЖКТ. Малышам в 10 месяцев разрешается вводить соки без сахара, сделанные дома из свежих фруктов и овощей. Какое количество допускается употреблять? Примерный объем фруктовых соков можно рассчитать по формуле: возраст малыша умножить на 10 мл. Так, в 10 месяцев карапузу разрешается не больше 100 мл натурального напитка.

Рекомендуется давать малышу домашние компоты, морсы, кисели и травяной чай. Кефир лучше предлагать в 18-часовой прием пищи, при этом следует сразу приучать ребенка пить его из чашки. Это должен быть не обычный, а специальный детский кисломолочный продукт, который выпускается фирмами «Агуша», «Тема», пр. Приготовить кефир можно и самостоятельно, купив в аптеке специальную закваску и простерилизовав предварительно молоко.

Меню 10-месячного ребенка на каждый день

Десятимесячному крохе следует питаться часто и небольшими порциями, при этом меню малышей на натуральном и искусственном вскармливании будет практически идентичным, поскольку в рацион включаются одинаковые продукты. Важно, чтобы пища предварительно правильно обрабатывалась – очищалась, тушилась на пару, запекалась или варилась. Ниже представлены таблицы с примерным меню для деток 10 месяцев.

На грудном вскармливании

Меню для грудничка подбирается индивидуально, с учетом его реакции на те или иные продукты. При этом доля грудного молока в рационе крохе не должна превышать 25% от общего количества употребляемой за сутки пищи. В 10 месяцев кроха должен питаться примерно так:

На искусственном вскармливании

Поскольку в этом возрасте у деток активно формируются зубы, нужно приучать их жевать, реже измельчая продукты. У ребенка на искусственном вскармливании дневное меню выглядит примерно так:

Рацион питания ребенка в 10 месяцев — рецепты блюд

Десятимесячные малыши получают грудное молоко или адаптированную смесь в первое и последнее кормление. Тем не менее, в этом возрасте уже можно замещать их овощным легким блюдом или молочной кашей. К 10 месяцам детское меню уже разнообразное, причем неизведанных крохой натуральных продуктов уже практически не осталось. Меняются только объем порций и пищевые сочетания. Блюда для десятимесячного грудничка из пюрированных переводятся в мелкоизмельченные, еда готовится более плотной консистенции, чтобы малыш учился жевать ее перед глотанием.

Овощные супы

Первые блюда готовятся из уже знакомых крое ингредиентов, при этом начинать готовить их следует со сваренных на воде или овощном бульоне круп. Постепенно малышам вводят в меню мясные супы (первую воду сливают после закипания мяса). Солить супчики разрешается, но совсем немного. Правильно приготовленные овощные первые блюда стимулируют пищеварение, восстанавливают водный баланс, насыщают детский организм витаминами. Правила по варке супчиков для маленьких детей:

  • вкусовые добавки строго запрещено использовать для приготовления основных блюд, в их составе должны быть исключительно натуральные продукты;
  • специями могут служить лишь петрушка, укроп, лавровый лист;
  • варить суп нужно в маленьком объеме – на 1-2 раза, чтобы малыш кушал исключительно свежую пищу;
  • овощи перед добавлением в воду не поджаривают, поскольку малыш еще не готов переваривать тяжелую еду.

  • Предназначение: обед.

Супчик для малыша 10 месяцев должен быть легким – это главное правило его приготовления. В качестве основы можно использовать очищенную воду, овощной бульон или молоко. Тыквенный пюрированный суп может стать любимым для малыша, начиная с 7-8 месяцев. Богатый клетчаткой и витаминами, имеющий нежный вкус, он разнообразит меню крохи. При этом готовить супчик очень просто, ниже предложен подробный рецепт блюда с фото.

Ингредиенты:

  • луковица – ½;
  • тыква – 0,25 кг;
  • морковка небольшая – 1 шт.;
  • картофель – 1 шт.;
  • оливковое масло холодного отжима – 1 ч. л.;
  • вода – 250 мл;
  • соль – на кончике ножа.

Способ приготовления:

  1. Хорошо вымытые овощи очистите.
  2. Картофель порежьте небольшими кубиками, как и лук, морковь.
  3. Удалите тыквенные семечки, порубите овощ максимально мелко.
  4. Питьевую воду закипятите в кастрюле, сюда же поместите все подготовленные овощи, слегка посолите блюдо и варите полчаса на медленном огне до мягкости.
  5. Измельчите отваренные овощи вместе с жидкостью до состояния пюре посредством погружного блендера или пюрируйте массу, перелив в чашу стационарного измельчителя.
  6. В однородное пюре добавьте ложечку оливкового масла. Прежде, чем накормить малыша попробуйте суп сами, чтобы он не был слишком горячим.

Овощной суп с рисом и курицей

  • Время приготовления: 40 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Суп с рисом и куриным мясом получается сытным и вкусным, маленькие дети едят его с удовольствием. Для прикорма лучше использовать филе домашних кур, поскольку бройлеры из птицефабрики, как правило, «напичканы» гормонами и антибиотиками, что отнюдь не полезно, особенно для грудничков. Куриное мясо можно заменить молоденькой перепелкой или индюшкой, при этом обязательно стоит брать филе (белое мясо), поскольку другие части слишком жирные для детей 10 месяцев.

Ингредиенты:

  • рис – 1 ст. л.;
  • морковка;
  • грудка куриная – 1 шт.;
  • соль – щепотка;
  • картошка – 2 шт.;
  • вода – 1 л;
  • лавровый лист.

Способ приготовления:

  1. Обмойте мясо под холодной водой, освободите от кожицы, отварите в подсоленной водичке с добавлением лаврового листа и соли. При варке пену снимайте шумовкой.
  2. Готовую курочку выньте, положите на тарелку, давая остыть. Кастрюлю пока не снимайте с огня.
  3. Промойте под проточной водой рис, всыпьте в кастрюлю, варите 10 минут.
  4. Картошку очистите, порежьте кубиками, морковь натрите на терке. Поместите овощи к рису. Варите компоненты еще 15 минут.
  5. Освободите куриное филе от кости, порежьте на небольшие кусочки, отправьте в готовый суп. Обязательно нужно вынуть из кастрюли лавровый лист.

  • Время приготовления: 35 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Цветная капуста – не только очень вкусный, но и полезный для карапуза 10 месяцев продукт, поэтому он обязательно должен быть включен в меню. В отличие от белокочанной, цветная капуста содержит меньше клетчатки, поэтому легче переваривается и не раздражает желудочные стенки. Готовое блюдо для ребенка протирают ситом либо измельчают посредством блендера. Бульон прекрасно регулирует густоту супа.

Ингредиенты:

  • морковь – 2 шт.;
  • соцветия капусты;
  • молоко – 200 мл;
  • куриный постный бульон – 100 мл;
  • кабачок – ½ шт.;
  • зелень.

Способ приготовления:

  1. Помойте овощи, измельчите на кусочки небольшого размера.
  2. Очищенную морковь порежьте тонкими колечками, кабачки – мелкими кубиками, отправьте все овощи в кастрюлю и залейте куриным бульоном.
  3. Варите компоненты для детского супа полчаса, после добавьте сюда же молоко.
  4. Проварите суп еще 5 минут. К готовому блюду добавьте ложку крошеной зелени.

Молочные каши

Для детей 10 месяцев каши – неотъемлемая составляющая меню, поскольку в них содержится огромное количество витаминов, микроэлементов, клетчатки. Кроме того, кушать кашу детям нужно потому, что это ценный источник белка, необходимого для нормального роста. Злаки для крохи готовят самостоятельно из натуральной крупы, начинать прикорм лучше с рисовой. Она не содержит глютена, является абсолютно гипоаллергенной и не раздражает кишечник малыша. После можно постепенно добавлять в меню гречку, кукурузную кашу, пр.

Крохам до достижения года, как правило, готовят жидкие каши из одного или нескольких видов круп. Можно предлагать малышу как молочные, так и безмолочные варианты блюд. Последние подаются как гарнир к мясному пюре. К обработке продуктов следует подходить с особой тщательностью: крупу тщательно перебрать, промыть проточной водой несколько раз. Если к каше добавляются фрукты или овощи, их тоже хорошенько моют, очищают, а после измельчают.

Гречневая каша на молоке

  • Время приготовления: 25 минут.
  • Сложность приготовления: легкая.

Для меню ребенка в 10 месяцев идеально подойдет не обжаренная гречневая крупа (она имеет желто-зеленый цвет), поскольку такой продукт содержит максимум полезных веществ. Тем не менее, при отсутствии такой на полках магазина, подойдет и обычная гречка. Если малыш плохо кушает молочную гречневую кашу, украсьте ее фруктами или небольшим количеством варенья, можно сделать на блюде рисунок – солнышко, цветочек, пр.

Ингредиенты:

  • масло сливочное – 10 г;
  • гречка – ½ ст.;
  • вода – 1,5 ст.;
  • молоко – 1/5 ст.;
  • сахар, соль – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Залейте крупу водой, доведите до кипения.
  2. Снизьте интенсивность огня, накройте кастрюлю крышкой и варите кашу 15 минут после закипания.
  3. Снимите блюдо с огня, укутайте полотенцем, оставив на 10 минут, чтобы гречка разопрела.
  4. Добавьте к кашке для ребенка молоко, масло, слегка посолите и подсластите.

Овсяная каша с яблоками

  • Время приготовления: 15 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Овсянка является второй по полезным свойствам крупой после гречки. Она богата белком, который содержит незаменимые для ребенка 10 месяцев аминокислоты. Овсяная каша очень просто и быстро готовится в домашних условиях, при этом для разнообразия детского меню ее можно дополнять любыми фруктами, ягодами, цукатами. Яблоки для блюда следует выбирать сладкие, ароматные. Если каша по предложенному рецепту получилась густоватой, разбавьте ее подогретыми 10-% сливками.

Ингредиенты:

  • овсяные хлопья – 1 ст.;
  • вода – 1 ст.;
  • яблоко;
  • мед – 2 ст. л.;
  • молоко – 1 ст.;
  • сливочное масло – 3 ст. л.;
  • соль, сахар – по щепотке.

Способ приготовления:

  1. Насыпьте крупу в небольшую кастрюлю, залейте горячим молоком, добавьте сюда же горячей воды. Поместите емкость на медленный огонь.
  2. Спустя 15 минут каша хорошо развариться. В это время подготовьте яблоко, очистив и измельчив его на небольшие ломтики.
  3. Протушите яблоко в сливочном масле 3-5 минут. Добавьте к ингредиенту мед.
  4. Выложите кашку на тарелку, сверху заправьте яблочно-медовой смесью.

Молочная рисовая каша в мультиварке

  • Время приготовления: 30 минут.
  • Предназначение: обед, завтрак.
  • Сложность приготовления: легкая.

Молочная рисовая кашка – относительно капризное блюдо, которое часто пригорает ко дну кастрюли во время варки. Для лучшего результата многие мамы распаривают рис на водяной бане или в духовке, тратя на это много времени. Наличие мультиварки значительно упрощает задачу: без серьезных трудозатрат с помощью прибора можно приготовить вкусную, разваренную кашку.

Ингредиенты:

  • молоко;
  • рис – 150 г;
  • сливочное масло – 20 г;
  • сахар – 3 ч. л.;
  • вода – 375 мл;
  • соль – щепотка.

Способ приготовления:

  1. Промойте несколько раз рис, распределите его равномерно в чаше мультиварки, сверху залейте водой и молоком.
  2. Добавьте в кашу сахар, соль, закройте крышку и активируйте режим «молочная каша».
  3. По готовности блюда прибор издаст звуковой сигнал. В готовую кашку для ребенка добавьте масло.

Мясные и рыбные блюда

В меню детей 10 месяцев нужно включать нежирные сорта мяса, к примеру, курятину, говядину, телятину, индюшатину, крольчатину. При этом мясо следует предлагать ребенку не только в виде пюре, но и готовить из него паровые или тушеные котлетки, тефтели, фрикадельки. Наряду с мясными блюдами, малышам рекомендуется кормление рыбными продуктами, которые являются источниками белков, полезных жиров, магния, калия, фосфора, пр. Тем не менее, при введении рыбы в прикорм, следите, чтобы у малыша не началась аллергия.

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Котлеты из индейки можно добавлять в меню деток, у которых уже прорезалось несколько зубов. При этом крайне важно выбирать для блюда исключительно качественное, свежее и нежирное мясо, чтобы не нарушить работу ЖКТ. Заменить индюшатину в меню ребенка 10 месяцев допускается куриным филе и крольчатиной. При желании сорта мяса можно комбинировать (смешивать).

Ингредиенты:

  • индейка – 200 г;
  • рисовая, гречневая или кукурузная мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Измельчите мясо мелко с помощью блендера/мясорубки.
  2. Добавьте в фарш выбранный вид муки, тщательно перемешайте.
  3. Сформируйте маленькие котлетки толщиной не больше 1 см (это ускорит время готовки).
  4. Приготовьте блюдо посредством пароварки или просто потушив в сковороде с добавлением ½ стакана воды.

Рыбные фрикадельки на пару

  • Время приготовления: 1 час.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: средняя.

Это диетическое блюдо идеально дополнит детское меню, причем рыбные фрикадельки можно подавать с любыми гарнирами и овощами. Паровые котлетки получаются очень сочными и нежными, что наряду с нежной консистенцией очень нравится малышам 10 месяцев и старше. Давать блюдо стоит лишь тем крохам, у которых начали расти зубки, поскольку им потребуется навык жевания. Для экономии времени, рыбные фрикадельки можно сделать впрок, заморозив несколько порций на будущее.

Ингредиенты:

  • рыбное филе – 250 г;
  • хлеб белый – 20 г;
  • петрушка – 10 г;
  • желток;
  • лук – ½;
  • молоко – 85 мл;
  • вода – 250 мл;
  • сметана – 2 ст. л.;
  • сливочное масло – 10 г;
  • мука – 1 ст. л.

Способ приготовления:

  1. Нарежьте филе мелко, белый хлеб замочите в молоке.
  2. Очищенный лук порубите на четвертинки, зелень крупно нарежьте.
  3. Пропустите сквозь мясорубку филе, отжатый хлеб, луковые кусочки и петрушку.
  4. Отдельно взболтайте желток, добавьте его к фаршу, посолите массу.
  5. Мокрыми руками сформируйте маленькие кружочки (примерно с грецкий орех).
  6. Варите фрикадельки на пару 10 минут, после опустите в кипящую воду и доварите в течение еще 10-15 минут.
  7. Муку слегка поджарьте в сотейнике до сливочного цвета, добавьте немного воды или бульона, помешивая лопаткой (комочков быть не должно). Томите соус на огне пару минут.
  8. Сюда же отправьте сметану и проварите соус 3 минуты. В готовую массу отправьте сливочное масло. Полейте соусом готовые фрикадельки при подаче ребенку.

  • Время приготовления: 50 минут.
  • Предназначение: обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Данное блюдо является прекрасным вариантом разнообразить меню ребенка 10 месяцев. Суфле из курятины с кабачками имеет нежнейшую, легкую консистенцию, поэтому очень нравится малышам. Кроме того, готовится блюдо просто и быстро, что ценится уставшими мамами грудничков. Следует, однако, учесть, что для суфле подойдут лишь кабачки с белой, а не зеленой кожурой, поскольку они являются гипоаллергенными.

Ингредиенты:

  • луковица;
  • сливки 10% — 30 мл;
  • яйцо;
  • кабачок;
  • мука – 1 ст. л.;
  • фарш из куриного филе – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Очистите овощи, из кабачков выньте семена. Лук мелко порубите.
  2. Филе следует измельчить блендером, сразу добавьте к нему взбитое яйцо, немного посолите.
  3. Кабачковую мякоть потрите на крупной терке, смешайте с яйцом, мукой.
  4. Форму обработайте сливочным маслом, выложите в нее подготовленную массу, смешанную со сливками.
  5. Поверх выложите сформированные из фарша тефтели.
  6. Выпекайте блюдо при 190 градусах 40 минут.

Творожно-банановый десерт

  • Время приготовления: 10 минут.
  • Предназначение: завтрак, обед.
  • Сложность приготовления: легкая.

Малыши 10 месяцев часто отказываются кушать творог, который в силу содержания большого количества кальция, для них очень полезен. В данном случае на помощь родителям придет очень вкусный, простой, сытный творожный десерт. Предлагать это блюдо малышу можно уже с 6 месяцев, но при условии, что у крохи нет аллергии ни на один из используемых компонентов.

Ингредиенты:

  • печенье детское – 2 шт.;
  • творог – 100 г;
  • банан – 100 г.

Способ приготовления:

  1. Нагрейте творожок на водяной бане до температуры кормления (около 37 градусов).
  2. Взбейте продукт блендером до однородности.
  3. Отдельно измельчите в крошку печенье и отправьте к творожной массе.
  4. Очищенный банан порежьте кружочками, добавьте к остальным компонентам.
  5. Еще раз тщательно все взбейте блендером и переложите в детскую тарелочку.

Видео

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Каждый месяц в жизни малыша до года – это своеобразный этап взросления. Он растет очень быстро, развивается, и когда исполняется 10 месяцев ребенку, уже многое умеет. Родители пристально следят за состоянием отпрыска, контролируя его физические параметры и психическое развитие, радуются вместе с малышом новым достижениям и пытаются восполнить недостающие пробелы в образовании.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Питание ребенка в 10 месяцев


Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • (детский);
  • и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев


Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Режим ребенка в 10 месяцев

Соблюдая правила ухода за малышом, родители стараются ввести оптимальный распорядок дня – сна и отдыха, питания, прогулок и ежедневных гигиенических процедур. Режим помогает жить в гармонии и полноценно высыпаться даже с маленьким ребенком в доме. Сколько спит ребенок в 10 месяцев? Днем, как правило, это двухразовый отдых длительностью около 60 минут:

  1. При условии раннего подъема (6-7:30) дневной сон придется на 11-12 часов.
  2. После обеда – второй отдых, около 15:00-16:30.
  3. Ночью кроха спит от 8 до 12 часов.

Рекомендуемый распорядок дня включает чередование периода сна и бодрствования. Утреннее время малыша сразу после пробуждения занято завтраком, играми, прогулками. После второго перекуса следует отдых, а затем – опять подвижные и развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Не обязательно укладывать ребенка спать сразу после обеда, можно повременить час-другой, занимаясь спокойными делами, например, читать с ребенком развивающую литературу. После отдыха – снова прием пищи (первый ужин), игры и прогулки, перекус, купание и отход ко сну.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают , пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

  1. Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир.
  2. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты.
  3. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки.
  4. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить. Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками.
  5. Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша.
  6. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно.
  7. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев


Карапузу исполнилось уже 10 месяцев. Ребенок продолжает усиленно развиваться, закрепляя те навыки и умения, приобретенные ранее.

Развитие ребёнка в 10 месяцев характеризуется улучшением координации движений. Календарь развития сообщает: кроха в 10–11 месяцев должен обладать следующими навыками:

  • самостоятельно садиться из положения стоя и долго сидеть, не падая и не мотаясь;
  • стоять без опоры, полностью перенося вес тела на ноги;
  • пройтись самостоятельно вдоль стенки и любой иной опоры;
  • крепко держать обеими ручками различные предметы. Хорошо держит бутылочку и чашку, успешно орудует ложкой. К 10 месяцам обычно отлично освоен щипковый захват;
  • ползать. Почти все детки к началу 11 месяца довольно активно ползают на четвереньках и по-пластунски. Теперь малыш сам свободно ползет, куда ему хочется, поэтому необходимо следить за чистотой в доме и убрать подальше опасные предметы;
  • уметь правильно слезать с дивана, кресла и т.п. — попкой вперед;
  • подпрыгивать и приседать, держась за перила кроватки и за руки кого-то из взрослых;
  • манипулировать несколькими предметами одновременно, доставать одну вещь с помощью второй;
  • копировать движения взрослых, например, открывать шкафы, выдвигать и задвигать ящики и прочее.

И психика не отстает

Прогресс в психическом развитии детей десятого месяца, в соответствии с календарем, должен достичь следующего:

  • Малыш понимает довольно много из слов взрослых. Словарный запас крохи должен включать около восьми слов. Ребенок повторяет за родителями некоторые самые простые слова и короткие фразы. Кроме того, речь крохи становится эмоционально окрашенной.
  • У детей начинает развиваться чувство юмора, они даже понимают шутки.
  • Общение ребенок сопровождает простыми жестами. Например, машет на прощание, тянет ручки с просьбой «дай».
  • Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Понимает — чтобы бросить на пол игрушку, ручку надо разжать. Теперь это вообще становится излюбленной игрой. А вот забрать у малыша какую-то вещь, вероятно, не удастся — вы получите достойный отпор.
  • Наступила пора интереса к другим детям. Ребенок теперь с удовольствием и подолгу разглядывает таких же карапузов, копающихся в песочнице либо снегу.
  • Кроха запоминает, где спрятан предмет, лежат игрушки, куда нужно убирать вещи и т.п.
  • Подражание взрослым – не менее любимое занятие у деток на десятом месяце. Ребенок имитирует разговор по телефону, изображая маму, сидит нога на ногу и перелистывает газету наподобие папы. Внимательно следите за своими жестами, дети все очень быстро впитывают.
  • Теперь малыш умеет выполнять несложные поручения — подать, принести — и прекрасно понимает, когда его хвалят или ругают.

Параметры роста и веса

Масса тела малыша и рост перестают увеличиваться теми же ударными темпами, как раньше. Теперь прибавка не слишком заметна, хотя подобное состояние абсолютно нормально. За десятый месяц вес ребёнка обычно увеличивается на 300–450 г, а рост – на 1–1,5 см . В подобном возрасте внутренние ресурсы уходят не на увеличение размеров, а на гармоничное физическое и психическое развитие.

Переходим на общий стол

В 10 месяцев деток потихоньку начинают переводить на общий стол. Введение прикорма заканчивается, и теперь карапуз ест одинаковую с вами пищу, с некоторыми исключениями, конечно. Питание должно быть полезным, разнообразным и сбалансированным, содержать в необходимых количествах витамины, белки, жиры и углеводы. Пищу лучше отваривать, готовить на пару, жареное в рационе ребёнка недопустимо.

У большинства детей в десятимесячном возрасте есть зубы (примерно 6), и пищу можно больше не измельчать в блендере, а разминать вилкой. Малышу полезно пожевать мягкие фрукты — абрикос, банан, отварные овощи, баранки, хлебные корочки.

Питание крохи еще пока включает в себя и грудное молоко или смесь, обычно после ночного сна и перед ним. Но количество за прием уменьшается до 200–250 мл. Грудным молоком и смесью можно заменять днем соки, чай, воду, но не более 30–50 г. В целом в дневной рацион необходимо включать ежедневно 600-700 г молочных продуктов. Тем, кто не планирует кормить ребенка до двух лет, десятый месяц жизни малыша идеально подходит в плане отучения от груди.

Правильный режим дня

Родителям крайне важно установить четкий распорядок дня малышу и безоговорочно следовать ему в дальнейшем. Днем он способен спать 1-2 раза по 1–1,5 часа в зависимости от индивидуальных особенностей. Ночной сон обычно длится около 10 часов.
Во время бодрствования с малышом хорошо проводить различные развивающие занятия, ходить на прогулки и предоставлять не менее важную возможность поиграть в одиночестве. Главное обеспечить ему безопасные условия для игр и передвижения по квартире.

Закрепляем приобретенные навыки

  • Непременно носите ребёнка на руках, хотя бы по часу в день. Бродя по квартире, показывайте, какие предметы и где находятся, сообщайте их названия, поясняйте ваши действия, давая малышу новую информацию. А еще при объятиях и близком тактильном контакте укрепляется психологическая связь с родителями.
  • Учите малыша показывать различные части тел у себя и у других. Рекомендуется выучить несколько специальных познавательных стишков, посадить напротив крохи большого пупса и показывать на нем.
  • Разговаривайте с ребенком побольше и почаще. Пусть ваше общение будет эмоционально окрашено и побуждает карапуза общаться с вами, пополняя словарный запас, понимать просьбы. Говорите короткими четкими фразами, но не сюсюкайте. Называйте вещи правильно.
  • Сейчас любимое занятие крохи – кидать предметы, ломать, разбирать. Подобные поступки — не из вредности, от злости, а по причине любознательности и бесконечного желания узнать устройство окружающего мира. Не препятствуйте ему. Рядом поставьте коробку, в нее малыш станет кидать разные предметы. Коробку ставьте то справа, то слева, в результате станут развиваться обе ручки.
  • Каждый день читайте с ребенком книжки. Прекрасно подойдут небольшие сказки типа «Репки», «Колобка» и «Теремка». Книги лучше использовать из ткани, толстого картона, тогда малыш сможет помогать вам, перелистывая страницы, не испортив вместе с тем вещь. Читайте с выражением, в лицах: вы и кроху позабавите, и привьете ему артистичность.
  • Приглашайте домой двух-трех деток и устраивайте совместные игры. Малыш начнет учиться общению со сверстниками. Не обойдется и без конфликтов, но пусть дети учатся самостоятельно находить выход. 2–3 ребёнка вполне достаточно, большое количество народа способно напугать кроху и отбить всякое желание общаться.
  • Не забывайте ежедневно делать с малышом несложную гимнастику. Различные приседания, прыжки, ходьба на четвереньках и с поддержкой за руки помогут ему еще больше окрепнуть и становиться самостоятельней с каждым днем.

Развиваем мелкую моторику

Помимо общеразвивающих занятий, несомненно, полезны пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, закрепляющие речевые навыки и прекрасно влияющие на координацию движений.

  • Практикуйте с малышом пальчиковые игры — «Сорока-воровка», «Коза рогатая», «Гули-гули», «Мельница». Ребенок постепенно научится правильно показывать необходимые движения, поднимать и опускать ручки, крутить ими и т.п.
  • Начните занятия по рисованию и лепке. Дайте крохе два фломастера, банку нетоксичных пальчиковых красок и большой лист толстой бумаги – и вы увидите, с каким увлечение ребенок займется творчеством. Катайте шарики и колбаски из пластилина, глины, теста. Но не вручайте малышу сразу целые наборы, большое количество предметов только собьет его с толку, а краски и фломастеры полетят в разные стороны.
  • Дайте малышу поиграть с разными пуговицами, фасолью, мелкой крупой, макаронами различной формы. Ему понравится перебирать их и пересыпать между пальчиками. Насыпьте муку, манку на поднос. Пусть малыш порисует пальчиком. Главное, следите, чтобы ничего не тянулось в рот.
  • Поиграйте в веселую игру с прищепками, развесив их на одежде малыша. Пусть он попробует отцепить от нее разноцветные детальки и перевесить на вас.

Игр, в которые стоит поиграть с 10-месячным ребенком, — множество. Посмотрите предлагаемое видео, там вы почерпнете много нового.

Дети к 10 месяцам становятся слишком активными, расторопными и сообразительными, во всем подражают взрослым и возмущаются в ответ на запреты. Загляните в календарь развития ребенка на десятый месяц и проверьте, в правильном ли направлении развивается малыш. Но не стоит отчаиваться, обнаружив еще до сих пор не освоенные навыки. В ваших силах помочь крохе научиться всему необходимому. От вас требуется только большое желание и позитивный настрой.

Лекарства