Зрительные иллюзии в одежде на полную фигуру. Иллюзии в одежде

Иллюзии зрительного восприятия в одежде – попытка изменить формы человеческого тела без хирургического вмешательства. Я не имею в виду лифчики push-up. Потому что иллюзии - обман наших глаз. На самом деле иллюзий нет, есть только эффект. А наше зрение подчиняется законами оптики. Зная эти законы, ими можно управлять.

Зрительные иллюзии можно использовать для коррекции фигуры любого из нас. Многие хотели бы выглядеть стройнее, выше, легче и так далее. Взять, например, высокие каблуки. Одежда может изменить контуры фигуры и пропорции тела именно в тех местах, где это будет выгодно смотреться.

Используя линии и цветовые пятна, дизайнер создает формы, соответствующие современным понятиям о красоте и моде . Иллюзии – это игра со зрителями, идеальный инструмент для самовыражения. Ведь каждый дизайнер хочет быть демиургом – творцом. Игра заставляет зрителей стать ее участниками, принять извращенную реальность. Именно это позволяет увидеть привычные вещи с новой стороны.

Существует два подхода для создания зрительных иллюзий в одежде:

  1. фигура остается неизменной со своими недостатками с точки зрения моды, а изменяется зрительный образ с помощью зрительных иллюзий
  2. моделирование зрительных иллюзий в стиле оп-арт , где главенствуют геометрические формы

А теперь непосредственно о зрительных иллюзиях:

1. Иллюзия переоценки вертикали . Вертикальное кажется нам больше равновеликого ему горизонтального. Эта иллюзия хорошо работает при определении пропорций плечевой и поясной одежды. Если блузка и юбка будут равны по длине, наш глаз будет испытывать некоторое беспокойство, разница должна быть явной, легко читаться. (на рисунке – a )

2. Иллюзия заполненного пространства . Заполненное рисунком или декором пространство кажется нам больше, чем незаполненное. Не следует использовать декор на тех местах фигуры, размеры которых «опасно» увеличивать. (на рисунке – б )

3. Иллюзия переоценки острого и тупого угла . Расстояние между сторонами тупого угла недооцениваются, а расстояние между сторонами острого угла, наоборот, кажется больше. (на рисунке – в )

Подобные иллюзии можно увидеть в последней коллекции , о которой я писала.

4. Иллюзия контраста . Маленький предмет рядом с большим кажется еще меньше. Эта иллюзия широко применяется в моделировании одежды. Тонкая шея будет казаться еще тоньше, если вырез воротника широк, широкие бедра при высоком цельнокроеном поясе будут казаться еще шире.

5. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура . Фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незамкнутым контуром. Такую иллюзию можно применить для изменения формы. Если плечи широкие, не стоит расширять их такой же формой выреза горловины, а чтобы «удлинить» шею используйте V-образный вырез.

Уже в XVIIIм веке портные шили платья с широкими юбками, а талию затягивали в корсеты из китового уса, подчеркивая утонченность фигуры. Бюст приподнимали и поджимали, вырез делали просто огромным, чтобы грудь зрительно казалась больше, шея длиннее и тоньше. Как у египетской принцессы Нефертити .

Эффект иллюзий активно использовались многими кутюрье. Например я писала о и ее абстрактных принтах.

Библиография:

  • В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова – Моделирование и художественное оформление одежды
  • С. Н. Беляева-Экземплярская – Моделирование одежды по законам зрительного восприятия

Так как иллюзии непосредственно связаны с оп артом (оптическим искусством), советую посмотреть следующие картины:

Maurits Cornelis Escher . Балкон. 1945г.

Victor Vasarely . Улов. 1945г.

Кстати, последнее время я частенько захожу на fashion junkie - есть, что почитать. И вам советую – отличный сайт о моде.

Твитнуть

Класснуть

В первой части статьи мы говорили о том, что линии в дизайне одежды создают разные оптические иллюзии в зависимости от их направления, и доказывали это на примере горизонталей. Во второй части речь пойдёт о вертикалях и диагоналях. Начнём с вертикальных линий.

Вертикальные линии

Вертикали удлиняют. Отчасти потому, что они идут вверх и вниз (давая высоту), но ещё и потому, что наш взгляд движется вдоль них быстрей, чем на горизонтальных или изогнутых линиях.

Так, где искать вертикали в одежде? Наш ответ - везде. Вы найдёте их в застёжке жакета, в пуговицах на рубашке, в складках, идущих вниз, на ваших брюках или юбке, в рельефных швах, в вертикальных клиньях и вытачках.

Поскольку вертикаль вытягивает, она также стройнит. Поэтому, если вы стремитесь выглядеть выше или стройнее, подумайте о том, чтобы в вашем ансамбле присутствовали вертикальные линии (кстати, бывает одежда и без вертикалей, так как в большинстве предметов одежды, всё же, доминирует горизонталь). Если одежда не перегружена горизонтальными линиями, то почему бы не носить total-look, используя цветовую «колонну», которая создаст длинную вертикальную линию цвета в вашем ансамбле.

Где вы можете использовать вертикали

В своих коротких пропорциях (так, если у вас короткие ноги, добавляете вертикали к низу одежды, а если короткий торс - к верху одежды);

В тех местах, где вы хотите выглядеть стройнее (например, талия или бёдра);

Везде, если вы хотите выглядеть выше.

Но помните! - некоторые вертикали расширяют.

Убедитесь, что ваши вертикали одного цвета, или аналогичного оттенка (имеют низкий уровень контрастности). В противном случае они начинают действовать, как горизонтали, и тянут взгляд от одной вертикали к другой, а не вверх и вниз.

Для каждого типа фигуры существуют идеальные области, куда следует добавить вертикали (или, наоборот, горизонтали).

Диагональные линии

Диагональные линии создают движение и действие. Они перемещают взгляд от одного элемента к другому, и могут быть использованы для перемещения взгляда вверх или вниз, в зависимости от направления диагонали.

Движение по диагонали слева направо вниз (по направлению к бёдрам или к земле) создаёт более негативные ощущения.

Девушки, позаботьтесь об имидже ваших мужчин, покупая им галстуки. Галстук также должен привлекать внимание к лицу, поэтому диагональная полоска на нём должна идти слева направо.

Теперь рассмотрим вырезы (горловины) верхних изделий, так как именно там чаще всего встречаются диагонали в одежде.

Глубокий V-образный вырез является вертикальным, так как он ведёт себя, как вертикали в одежде, хотя направление может меняться в зависимости от ширины.

Средняя по ширине диагональ (стандартный V-образный вырез) будет направлять взгляд вверх.

Узкий диагональный вырез направляет взгляд вниз. Широкая диагональ направляет взгляд наружу и вверх и ведёт себя больше, как горизонталь, т.е. расширяет.

Как работают диагонали

Закрытый ворот и рукав-реглан (как на первом платье) зрительно сузит слишком широкие плечи.

Верхняя диагональ на платье в центре визуально сделает плечи шире, а расположенная под ней диагональ расширит также грудную клетку и увеличит бюст.

Если вы хотите добавить своей фигуре изгибов, ищите диагонали, которые сужаются к талии, и расширяются к низу и к верху (как на третьем платье).

Диагональный шов - это отличный способ избежать добавления дополнительных горизонталей поперёк самой широкой части вашего тела.

Так что, в следующий раз, прежде чем нести в примерочную очередную вещь, присмотритесь, какие она имеет вертикали и диагонали, и используйте их свойства для того, чтобы скорректировать недочёты своей фигуры и подчеркнуть её преимущества.

Сегодня мы расскажем вам о том, как могут проявляться иллюзии цвета и контраста. В нашей статье вы также найдёте фото зрительных иллюзий в женской и мужской одежде.

Зрительными (или оптическими) иллюзиями называют такие визуальные искажения, которые касаются любой характеристики предмета – его окраски, его силуэта, размера. Обычно такие искажения можно увидеть только при каких-то конкретных условиях.

Оптические искажения вносят разнообразие в обыденную жизнь, заставляют зрителя задаваться вопросом, а что есть правда из того, что он видит перед собой.

Немного подробнее о различных видах искажений и их типах вы можете прочитать в статье « ».

Цветовое искажение

Из названия нам становится уже ясным, что речь пойдёт об искажениях, которые базируется на обмане, связанном с неверным восприятием цвета. Но давайте сразу обратимся к примерам.

Цвет окружения может иногда полностью запутать наши глаза, которые затем передают мозгу неверно интерпретированную информацию.

Посмотрите на первую картинку. Сколько оттенков серого цвета вы видите на ней?

Затем переведите взгляд на вторую. Здесь правая часть черных полос была лишь сдвинута, а серый цвет был объединён единой заливкой. Теперь мы видим, что оттенок серого был лишь один, а наши глаза обманули мозг.

Вторая головоломка будет сразу разгадана людьми только с очень острым зрением.

Вы знаете, сколько цветов на картинке? Это действительно трудно, и такой вопрос вас может ввести в заблуждение.

Посмотрите внимательно на картинку и сфокусируйтесь. Перед вами 12 разноцветных квадратов. Так сколько на изображении оттенков (не считая белого)?

Будьте осторожны. Вам может привидеться один или даже два цвета, которых там даже нет!

И последний пример в этом разделе. Посмотрите, чем отличаются картинки?

Кажется, что слева цвета более насыщенные, чем справа. Всему виной чёрные рамки. Однако с обеих сторон использованы абсолютно одинаковые оттенки.

Искажение контраста

Эта группа искажений очень близка к предыдущему описанному типу и относится к разряду физиологических обманов. К ней также можно отнести принцип иррадиации – этот трюк заключается в том, что чёрные символы или формы на белом фоне человек видит меньшего размера, чем белые символы на черном фоне в том же размере.

Это связано с тем, что каждая светящаяся точка раздражает всю сетчатку, а не некоторое её конкретное место, поэтому граница представляется больше. Типичный представителем этого явления – иллюзия Гельмгольца.

Иллюзии контраста возникают, наоборот, при наблюдении нескольких поверхностей с различной степенью яркости или по-разному окрашенных областей.

Здесь также верен тот факт, что объект, помещенный на светлом фоне, человек видит темнее, чем то же самое на тёмном фоне. При этом контраст может быть цветным или чёрно-белым.

К другим подобным явлениям, принадлежащим к физиологическим искажениям, можно отнести образы, возникающие благодаря активности сетчатки после её раздражения.

Например, известная картина Иисуса Христа, которая затем проецируется на стену. Или комбинация изображений, в которой работает сразу несколько факторов, например, сетка Германна (черно-белая сетка, где в местах пересечения белых полос возникают мнимые черные точки).



Зрительные иллюзии в одежде

Эффект зрительного искажения применяется в разных областях человеческой жизни, в том числе, и в его внешнем облике.

Чаще всего правильно подобранные визуальные искажения в одежде могут значительно изменить образ, поменять его восприятие, скорректировать недостатки и подчеркнуть достоинства людей любого пола и возраста.

Зрительных иллюзий в костюме можно добиться путём задействования и комбинирования разнообразных форм, рисунков, линий и цветов.

Изменение пропорций одежды

Наиболее явного искажения можно добиться, изменяя стандартные пропорции нарядов.

Например, брюки или юбка с завышенной талией делают более длинными ноги, но уменьшают торс.

Верхнюю часть тела (что редко встречается) можно удлинить за счёт низкой талии.

Модельеры и дизайнеры не советуют комбинировать верх и низ костюма одинаковый длины, так как это нарушает гармонию, а верх автоматически выглядит длинен и больше. Но завышенная талия (у платья, например) сделает низ (ноги) длиннее.

Чёрное/белое – иррадиация

Самой известной иллюзией цвета в одежде является эффект от ношения полностью чёрной одежды или белой.

В первом случае наряд стройнит, так как чёрный цвет поглощает свет, создаёт эффект лёгкости, изящности, скрывает объёмы.

Белая же одежда делает разные части тела визуально крупнее. Такое явление называют иррадиацией.

Если костюм сшит из ткани одного цвета, это это не только скрадывает объёмы, но и удлиняет рост. Если в костюме присутствуют яркие контрастирующие пятна, то происходит обратное явление. Черный пояс – тоже очень удачное решение для тех, кто хочет сделать талию «стройнее».

В рамках одного костюма можно комбинировать белые и чёрные вещи. Например, одев сверху белую блузку, а снизу чёрную юбку, вы расширите узкие плечи, но уменьшите широкие бёдра.

Этот же приём можно реализовать и в мужском костюме, дабы выделить мощный плечевой пояс и сделать немного меньше уже бёдра.

Об этом принципе не забывайте и при выборе обуви, здесь он точно также работает. Людям с длинными стопами рекомендуется подбирать чёрную обувь, это делает ноги зрительно короче.

Линии – иллюзия заполненного промежутка

В зависимости от того, какие линии и как вы используете могут быть созданы различные иллюзорные эффекты.

Вертикальные тонкие линии на одежде (различного вида – рисунок, швы, складки, удлинённый шарф, обувь с высоким каблуком в том числе) удлиняют силуэт, делают человека визуально выше, а вертикальные широкие могут создать ощущение массивной фигуры.

Горизонтальные (также различного вида) придают эффект полноты. Кроме того, визуальное горизонтальное разделение силуэта делают рост визуально меньше.

Линии, расположенные по диагонали – нечто среднее между двумя выше приведёнными вариантами. И в зависимости от того, к какому типу они ближе, тем сильнее заметен конкретный эффект (стройности или полнота). Также они скрывают возможную асимметрию тела.

Ткань в клеточку чаще всего зрительно увеличивают фигуру, причём чем больше клетка, тем сильнее заметен этот эффект.

Различные острые углы в костюме, созданные рисунком или швами, острые воротнички, добавляют «иллюзию переоценки».

Такие места кажутся больше, чем они есть на самом деле. С тупыми углами происходит обратная ситуация. Соответственно этому наблюдению, горловой вырез треугольной формы делают верхнюю часть туловища шире, а низ – талию – наоборот, уже. В женском наряде это помогает добиться дополнительного эффекта стройности.

В районе бёдер углы, направленные вниз, расширяют эту часть тела (платье, юбка), направленные вверх – сужают.

Различные волнообразные лини дополняют округлости и формы тела и создают иллюзию полноты.

Контраст – эффект противоположности

Ещё один из приёмов визуального искажения в одежде, наиболее яркий и заметный, – использование контраста, то есть противоположностей. Например, присутствие в костюме больших деталей делает маленькие, расположенные рядом с ними, ещё мельче.

Широкополая крупная шляпа создаёт видимость маленькой головы. А широкий рукав – видимость тонкой, изящной руки.

Кроме подбора правильных деталей и фасонов контраста можно добиться с помощью, опять же, линий.

Этот же принцип вполне применим и при выборе аксессуаров.

Женщина, обладающая объёмными формами, не должна выбирать мелкие украшения, так как они лишь подчеркнут её полноту. Отличный вариант — массивные детали.

В этой же ситуации необходимо избегать, например, маленьких кармашков, на фоне которых фигура выглядит крупнее. А те девушки, у которых тонкие и изящные шейки, не должны одевать предметы гардероба со слишком глубоким вырезом.

Итак, в нашей статье вы познакомились с основными зрительными искажениями и узнали, как эти явления работают в одежде.

Горизонтальные, вертикальные и диагональные линии в одежде

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Горизонтальные линии - это конечно край одежды (пример, линии бортов, подолов). Любые подобные горизонтальные линии (пример, поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, цветные швы, ремешки на обуви, отделка по низу) в одежде полнят, расширяют, приземляют. Деление костюма на горизонтали дробит силует

Основные уровни горизонталей, так называемые "проблемные зоны":
- плечи;
- грудь;
- талия;
- бедра;
- колени;
- голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена - это делает колени "тяжелыми", массивными.
Длина мини-юбки определяется очень просто: надо встать прямо, опустить руки "по швам" - окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Вертикальные линии и детали стройнят и прибавляют визуально рост (пример, продольные полосы, однобортная застежка, длинные бусы и шарфы, высокий каблук, стрелки на брюках и длинный разрез спереди на юбке макси или миди).

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз , расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии , создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали:

  • вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального;
  • одиночные вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост;
  • одиночные горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят;
  • множественные вертикальные линии расширяют, полнят;
  • множественные горизонтальные линии стройнят, подчёркивают рост.

2. Иллюзия пропорциональности:

  • расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части;
  • пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, создаёт переоценку размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть;
  • завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги;
  • более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.

3. Иллюзия асимметрии:

  • диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре;
  • чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности, чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

4. Иллюзия контраста:

  • маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

5. Иллюзия переоценки острого угла:

  • расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле;
  • расстояние между сторонами тупого угла недооценивается;
  • линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию;
  • если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост;
  • линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия;
  • линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, однов ременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры;

  • если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры;
  • углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

6. Иллюзия насыщенности цвета:

  • чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его.

7. Иллюзия расчленения формы:

  • форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором;
  • при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями сокращается объем;

  • деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

8. Иллюзия трехмерного пространства:

  • модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывают плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного полотна.

9. Иллюзия психологического отвлечения:

  • чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.

10. Иллюзия круга:

Волосы