Конспект занятия в группе раннего возраста: Наше тело. Познавательное развитие

Соколова А.С. ,

учитель-логопед,

МДОУ “Детский сад №172” компенсирующего вида,

г. Новокузнецк, Кемеровской обл.

Конспект занятия для детей со вторым уровнем речевого развития.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела».
  2. Продолжать учить употреблять существительные в творительном падеже.
  3. Продолжать учить составлять предложения с опорой на предметные картинки.

Оборудование: предметные картинки: частей тела человека и предметов, Петрушка, установка мультимедиа.

1. Организационный момент.

– Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним. Петрушка никогда не ходил в детский сад и поэтому он просит нас рассказать ему о человеке, из каких частей тела состоит человек. Поможем Петрушке? Расскажем ему о частях тела человека?

2. Основная часть.

1. Повторение названий частей тела человека (на экране).

– Ребята, чтобы показать Петрушке части тела человека, нужно чтобы нам кто–нибудь помог. Посмотрите на экран, кто нам в этом поможет? (изображение мальчика и девочки).

– Кто это ребята? (Мальчик и девочка).

– Что это у мальчика (д.)? (Голова). – Что это у девочки (д.)? (Живот). – Что это у м.? (спина). – Что это у д.? (Ноги). – Что это у м.? (Руки). – А это что на руках? (Пальцы). – Посмотрите на лицо м. что это? (Глаза, рот, нос, уши, брови, лоб, язык, зубы).

– Молодцы ребята все части тела человека назвали правильно.

– Ну, что Петрушка запомнил как называются части тела человека?

Физминутка.

Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

2. – Посмотрите внимательно на экран.

Появляется:

Ложка – Дети, чем мы будем брать ложку? (руками).

Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).

Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).

Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).

Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).

Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).

Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).

Мяч – Чем будем пинать мяч? (Ногой).

– Молодцы, ребята. Петрушка, тебе понравилось как отвечали ребята на вопросы?

3. П/и «Чем делали?»

– А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Петрушкой.

«Потопали ногами. – Чем топали?

Похлопали руками. – Чем хлопали?

Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?

Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?

Подвигали бровями. – Чем двигали?

Покивали головой. – Чем кивали?»

4. Составление предложений.

Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.

Сначала образец дает логопед: «- Я нюхаю духи носом.» и т.д.

4. Заключительная часть.

– Ну вот мы и рассказали Петрушке о всех частях тела человека. Петрушке очень понравилось на нашем занятии, сегодня он много узнал нового и интересного. Ему пора возвращаться домой, но он обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Петрушкой.

– О чем мы сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Конспект занятия «Человек. Части тела».
Цель: Познакомить детей с частями тела человека. Научить образовывать
существительные множественного числа. Учить составлять предложения на
наглядном материале. Различать правую и левую руку, ногу. Научить
образовывать существительные с уменьшительно­ласкательными и
увеличительными суффиксами. Упражнять детей в согласовании
существительных с числительными. Обратить внимание детей на
многозначность слов. Упражнять детей в употреблении слов антонимов.
Ход занятия:
В: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные
эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови,
сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое,
страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее
выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам?
Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Начинаем наше
занятие, и пусть хорошее настроение сопровождает нас.
В: На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/
Показ плаката со строением тела человека. Тема нашего занятия: «Части тела
человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они
нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Слышится стук. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
В: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части
тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
В: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
В: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть
части тела у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
В: Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/
вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются
части тела /живот, спина бока/
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать,
смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
В: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может
делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. /уши/
В: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

То как лучи они сияют,
То застилает их слеза,
Порой читают иль моргают,
А то смеются вдруг… /глаза/
Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/
А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть
у человека. Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на
себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах.
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
В: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/
А что еще находится на голове? /волосы/Туловище имеет руки и ноги.
Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А
какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти,
подошва, пятки/.
Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких
еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь,
пальцы, ногти, локти, руки/.
Игра с мячом: «Один – много».
В: Сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы
много.
Ухо – уши, шея­ …, глаз ­ …, волос ­ …, голова ­ …, лоб­…, рот ­ …, нос ­
…, щека ­ …, палец ­ …, локоть ­ …, бровь ­ ….
Игра «Подумай и ответь»
Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить,
помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.
­ Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
­ Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
­ Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
­ Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
Буратино: Спасибо ребята.
Физминутка
В: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.
Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.
Дети: Это тоже я могу!
В: Вправо влево разведу.
Дети: Это тоже я могу.

В: И как птица полечу.
Дети: Это тоже я могу.
В: Головою поверчу.
Дети: Это тоже я могу.
В: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.
Дети: Это тоже я могу.
В: Я попрыгаю немножко.
Дети: Это тоже я могу.
В: И пешком пойду в дорогу.
Дети: Это тоже я могу.
В: И на месте побегу.
Дети: Это тоже я могу.
В: Все на свете я могу.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!
Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест накрест руки сложим.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
В: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два
брата».
­ Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого –
ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел
маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома
братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он
назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался?
/домик/.
­ Я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по
рисунку на доске). У одного брата был не нос – а … /носище/, а у другого
/носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки,
ноги, лоб, глаз, волосы…)
­ Как звали маленького брата? /ИК/. Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой
был ИЩ? /большой/. Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет
маленький, а если ИЩ – то предмет большой.
Игра: «Скажи наоборот»

В: Давайте, теперь сравним братьев.
У ИЩА лицо грустное, а у ИКА ­ /веселое/
У ИЩА волосы темные, а у ИКА ­ /светлые/
У ИЩА волосы длинные, а у ИКА ­ /короткие/
У ИЩА волосы прямые, а у ИКА ­ /кудрявые/
У ИЩА нос большой, а у ИКА ­ /маленький/
ИЩ толстый, а ИК /худой/
ИЩ высокий, а ИК /низкий/
В:Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула;
Кисти – малярная, кисть винограда;
Язычок – у ботинка, пирожное;
Ножки – у стула, у гриба.
Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было
весело.
В: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за
чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К.И.
Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
В: Дети, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ Что надо
делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы,
причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый
мешок каких­то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне
нужны.
В: Ребята, давайте поможем Буратино.
Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети составляют
предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)

Конспект занятия в подготовительной группе «Части тела»

Программное содержание:

уточнить знание детей о частях тела и головы;

знать назначение каждой части головы;

охрана здоровья, меры безопасности;

развитие речи детей;

развитие коммуникативных способностей.

Материал:

зеркало (по количеству детей);

коробочки с пахучими веществами;

фланелеграф большой;

альбомный лист бумаги (на каждого ребёнка);

нарисованные части головы: волосы, уши, нос, глаза, рот (на каждого ребёнка);

картинки с разными видами овощей;

запись с разными звуками природы;

коробочки с песком, горохом, семечками;

натуральные фрукты и овощи;

перфокарты, карандаши.

Ход занятия:

1.- Ребята, сегодня все пришли с хорошим настроением в детский сад?

Воспитатель берёт колокольчик и подходит к ребёнку, звонит ему около ушка и говорит:

Петя, доброе утро!

Петя берёт колокольчик и делает тоже около ушка другого ребёнка. И так по кругу дети желают друг другу доброго утра.

2. Дети садятся за столы.

Сегодня мы будем составлять портрет необычным способом.

Назовите свои части тела. На занятии мы посмотрим, как важна человеку голова.

А у вас есть голова? Потрогайте её, погладьте себя по голове.

А у кого ещё есть голова?

Что есть на голове? (дети перечисляют).

У ребят на столах лежат листки бумаги, на них нарисована фигура головы.

На что похожа фигура? В течение занятия мы приделаем к ней все нужные части и посмотрим, какой портрет у вас получится.

Каким цветом у вас волосы на голове? У всех ли они одинаковые? Для чего нам нужны волосы? (ответы детей).

Что же надо делать, чтоб ваши волосы были красивыми, здоровыми? (стричь, мыть, расчёсывать).

Дети выбирают любой макет волос и прикладывают его к своей фигуре головы.

“На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются”.

Дети отгадывают, что это может быть.

Поморгали своими глазками. Возьмите зеркала, посмотрите какие вы все красивые. Каким цветом глаза у Лены? А у Серёжи?

А для чего нам глаза? (различать цвета; видеть окружающий мир; читать книги и т.д.)

Какие бывают глаза? (узкие, большие, маленькие и т.д.) А у лисы, какие? А у Светы?

Нашим глазам, также как рукам и ногам нужна гимнастика, глаза у нас тоже устают.

Проводится гимнастика для глаз.

Но для ваших внимательных глаз можно провести игру (“Чего не стало”).

Как вы думаете, глаза надо беречь, как это делать? (тёмные очки в солнечную погоду носить; не смотреть долго телевизор; не читать лёжа книги).

Работа с перфокартой: ребята отмечают карандашом картинки, как надо беречь глаза.

После задания ребята подходят столу и выбирают бумажные глаза для своего портрета.

Физ. минутка

Помощник за дверью издаёт какие-нибудь звуки.

Дети, вы слышите какой- то звук? Что вы услышали? Что помогает вам слышать?

Какие уши лучше слышат – большие или маленькие? У кого есть большие уши? А маленькие?

А теперь небольшое задание для ваших ушек. Определите, что это за звуки.

А кто назовёт, как надо ухаживать за ушами? (дети называют, как беречь уши).

Добавьте к вашему портрету ушки, какие вам нравятся.

Приглашаем ребят подойти к столу, где стоят разные бумажные коробочки (можно пометить их цветом или фигурами и т.д.)

Выберите себе любую коробочку, какая вам нравится. Ваша задача – определите, что лежит в коробочке, не открывая её (в коробочке маленькие дырочки, чтоб хорошо ощущался запах).

Вика, что лежит в твоей коробочке? Как ты узнала? Что помогло вам определить,что лежит в коробочке?

У всех зверей, у всех людей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя.

Как же нужно ухаживать за носом, чтобы он исправно у нас работал? (беречь себя от простуды; пользоваться носовым платком; не толкать в нос мелкие предметы и т.д.)

Ребята выбирают “нос” для своего портрета и приделывают к своей “голове”.

Посмотрите на свои портреты и скажите, чего ещё не хватает? Что есть во рту? Для чего нам рот, зубы, язык?

А вот сейчас мы поиграем в игру с нашим язычком. Игра называется “Определи на вкус”.

Детям завязываются глаза, воспитатель каждому ребёнку даёт откусить какой-нибудь фрукт или овощ, определить что это.

Авы ухаживаете за своим ртом? Как вы это делаете? (ответы детей).

Дети выбирают “ротики” и доделывают портрет.

Какие лица у вас получились? (весёлые, грустные, злые и т.д.) Придумайте имена своим человечкам.

Все ли части головы важны для человека или нет? Что бы вы пожелали всем ребятам и взрослым? Так давайте беречь наше здоровье.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему "Наше тело".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов первой младшей группы.
Тема: "Наше тело".
Цель: формировать представление о частях тела человека; уточнить и обобщить знания о строении тела человека и животного (зайчика) и его функциях; расширить представление о людях: мальчик, девочка; воспитывать бережное отношение к себе, к своему организму; закреплять навыки общения детей друг с другом и взрослым.
Материалы и оборудование: картинки с изображением разных людей, игрушка зайчик, картинка с изображение зайца, картинка с изображением частей тела человека.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Дети рассматривают заранее приготовленные картинки, на которых изображены разные люди.)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на картинках? Кто на них изображен? (ответы детей) Правильно, разные люди.
2. Сюрпризный момент.
Неожиданно кто-то стучит в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит игрушку зайца.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Давайте расскажем ему, что мы здесь делаем.
3. Основная часть.
Воспитатель: Зайчик, мы смотрим картинки разных людей. И нам кажется, что они похожи между собой. Ребята, а скажите зайке, чем похожи люди на картинках?
(Ответы детей: у них есть голова, руки, ноги, нос, глаза и т.д.)
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте поиграем. Я буду называть части тела, а вы будете их показывать.

Голова (гладят себя по голове)
Ушки (трогают себя за уши)
Глазки (моргают глазками)
Носик (щупают носик)
Щечки (трут по щекам)
Ротик (открывают ротик и говорят звук «А»)
Ручки (хлопаю ручками)
Пальчики (показывают две ладошки)
Ножки (топают ножками)
Животик (гладят живот)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы всё правильно показали. Хорошо знаете строение своего тела. Зайчик, а покажи нам, как ты знаешь свое тело.
(Зайчик показывает строение своего тела, перепутав все части тела).
Воспитатель: Ой, ребята, зайчики совсем не знает части своего тела. Давайте ему поможем.
(Воспитатель показывает изображение зайчика и изображение частей тела человека) (Воспитатель показывает части тела зайчика, дети называют, потом также с частями тела человека)
Воспитатель: Ребята, а тело зайчика и человека отличается?
(Дети с помощью взрослого рассказываю различия)
Воспитатель: А зайчик говорит, что люди, которые на наших картинках тоже отличаются? Ребята, вы согласны с зайчиком? Да, это правда. Все люди разные. Есть девочки, а есть мальчики. У кого-то светлые волосы, а у кого-то темные. У них разный рост, разная одежда.
(Дети рассматривают еще раз картинки и находят различия).
Воспитатель: А теперь ребята давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево…
Гибкое какое тело!
И в ладоши вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб.
Потянулись-потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным сильным телом!
4. Заключительный момент
Воспитатель: Зайчик говорит вам спасибо, что помогли ему разобраться в частях тела. Ему пора уходить. Скажем зайчику до свидания.
(Дети прощаются с зайчиком).

Удаление краски