Национальный костюм сербии. Сербский национальный костюм драгана радоичич этнографический институт сербской академии наук и искусств (сану) белград

Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции сербского народа. Каждая область, населенная сербами, характеризовалась особым костюмом. Различные влияния, климатические, географические, социальные и культурно- исторические, в течении веков влияли на формирование национального костюма в Сербии, содержащего, как в своих типических свойствах, так и в отношении формирования отдельных частей одежды и украшений, элементы минувших эпох, в которых сменялись разные культурные слои, врастая друг в друга.


Самые яркие – элементы древнебалканской праславянской и словянской культур, затем византийского и сербского средневекового слоев, турецко-ориентального наслоения и веяний из европейских стран, принадлежащих к относительно недавнему времени. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


На основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеем данные о свойствах традиционного костюма, в то время как более ранние периоды, в отношении одежды сельского населения в Сербии, как и в большинстве стран Балканского полуострова, менее известны, из-за нехватки материальных доказательств. Тем не менее, фрагментарный материал более ранних веков (археологические находки, письменные и художественные источники), совместно со сведениями о исторических и социально-культурных событиях, позволили восстановление отдельных предметов одежды. Одежду почти полностью выделывали женщины в домашней промышленности для своей семьи, с исключением отдельных предметов одежды и ювелирных изделий, являющихся продуктом ремесленников. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача, суконный зубун (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи, красная суконная накидка. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюмы северо-западных и центральных частей Сербии содержат некоторые элементы панонского костюма, динарского и центрально- балканского. Самые характерные черты – черты панонского костюма (конджа и убрадач), две длинные прегачи без бахромы, длинные рубашки (рубины) с панонскими или динарскими характеристиками, в то время как для мужского костюма характерна коническая шапка шубара, рубина (рубашка и штаны), суконная кожаная одежда. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек, либаде, баядер, антерия, гунь крджалинац, чакшире потурлие, тромболос), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара, суконные тозлуцы, опанцы из невыделанной кожи. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун, долактеник, платье, штаны), меховая шубара, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Опанцы Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Беневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезанными штанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией и прорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались в восточной Сербии и Воеводины. Широкие штаны турачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты из голубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а со временем их усваивает и сельское население. В начале XX века они, как часть национального костюма в Сербии, вышли из обихода. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В середине XIX века где-то носили елече памукличе, наполненное хлопком, собранное на груди, с подкладкой и застегиваемое четырмя пуговицами из серебряной пряжи. Более короткий елек, с продольными вшитыми линиями, на груди сердцеобразно вырезаный, носили летом. Поверх подвенечной рубашки невесты побогаче носили срмали елек, из бархата/атласа, с шнурами, вышитый сербряными нитками, украшенный блестками. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы стали носить позднее. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры. Каницы пестрые пояса носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В торжественных случаях носили окованик/кованик, в передней части которого была металлическая плитка, украшенная разноцветными камнями. Пояс имел декоративную и употребительную функцию, он затягивал рубашку и подчеркивал красоту женской талии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

    статья , добавлен 15.02.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Подчас только Церковь оставалась их единственной поддержкой и защитой. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков.

    Рассказ о семейных традициях Сербии уместно начать с того момента, когда двое молодых людей становятся женихом и невестой. Первые робкие свидания; осознание того, что рядом вдруг появился любимый человек; признание и согласие; радостные хлопоты – все остается позади. И вот уже на пороге дома заручницы (серб.– невесты), прячущейся в своей комнате, появляются сваты. Невесты всего мира одинаковы и не спешат предстать перед восхищенными взглядами суженых: сначала жених, поддерживаемый друзьями, должен выкупить свою избранницу. Подружки неумолимы, и только после того как карманы присутствующих пустеют, жениху позволяют увидеть будущую жену во всем блеске свадебного убранства.

    Наряды вереников (серб. – жениха и невесты) подчас соответствуют европейскому образцу, но порой молодые решают идти под венец в народных костюмах: из пыльных сундуков достаются шаровары и кафтаны, бережно передаваемые в сербских семьях из поколения в поколение. Каждый край Сербии имеет свой народный костюм, например, в Косово и Метохии женский наряд весьма объемен и состоит из двух кофт – верхней и нижней, короткого жилета, шаровар, фартука, расшитой косынки, вышитых гольфов и восточных тапочек. Причем представительницы старшего поколения носят его части и в обыденной жизни, молодые же сербки надевают только на большие праздники или собственную свадьбу.

    Пока жених по достоинству оценивает красоту своей суженой, одна из другариц (серб.– подружек) или родственниц невесты «украшает сватов» – прикрепляет к их одежде веточки и искусственные цветы, за что ее вновь символически одаривают.

    Интересно, что еще до недавнего времени строго соблюдался обычай ставить на крышу дома невесты яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелить из ружья и сбить яблоко, если это не удавалось, невесту нельзя было забрать из дома. Это отголосок совсем недавних времен, когда любой мужчина должен был быть готов к войне. Тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

    В настоящее время даже умелый воин вряд ли сумеет попасть в столь малую цель, находящуюся на крыше многоэтажки, поэтому часто яблоко с веточками зелени прикрепляют на флагштоке сербского флага, который сопровождает брачный кортеж, а потом устанавливают над входом в помещение, где отмечается свадьба. Если говорить о праздничном убранстве, то стоит отметить неизменные венки и ленты, которыми украшаются ворота дома жениха, их не спешат убирать после окончания свадьбы, и подчас засохшие цветы даже по прошествии года напоминают о том, что в этом доме появилась новая хозяйка.

    Невеста выкуплена, сваты украшены, яблоко «сбито», игра уступает место главному – молодые направляются в церковь, чтобы пред Богом и людьми подтвердить свое намерение жить вместе до конца своих дней. В последнее время в Сербии все больше молодых людей венчаются в храме. Гражданская церемония, как правило, проходит уже после того, как семейный союз благословляется Церковью.

    Жалобы кума поднимаются до Бога

    Многие народные обычаи, связанные со свадьбой, утеряны, но есть один, сохранившийся неизменным, – это кумовство. Кумовья (свидетели) присутствуют рядом с молодоженами во время обряда венчания. В России в определенный момент церемонии они держат над головами вступающих в брак венцы; в Сербии венцы надеваются на головы, а свидетелям передают венчальные свечи.

    Обычно кумовьями становятся лучшие друзья жениха и невесты, и с этого момента между ними образуется особое духовное родство. Они ни в коем случае не должны быть фактическими родственниками, даже их дети не могут венчаться между собой. Кумовство – это связь навеки, которая трепетно поддерживается и стоит выше, чем кровное родство. Существует поговорка «Жалобы кума поднимаются до Бога». Считается, что обида, нанесенная кумовьям, наказывается особо, ведь это родственники, выбранные человеком самостоятельно, поэтому и ответственность в данном случае выше, чем перед кровными родственниками, которых, как известно, не выбирают.

    Институт кумовства очень силен в сербском народе и сохранялся даже в тот период, когда православие было гонимо и люди начали отходить от веры. Во второй половине ХХ века большинство пар не венчались, а только расписывались, но и тогда в этом новом «обряде» нашлось место для кумовьев: ими стали свидетели, оставляющие подпись в регистрационной книге. Они считаются точно такими же духовными родственниками, как и при совершении обряда венчания.

    А свадьба пела и плясала...

    После венчания теперь уже муж и жена направляются вместе с гостями в загс или в ресторан, куда приглашается и нотариус, регистрирующий молодых прямо в банкетном зале. Несмотря на то, что эта услуга оплачивается особо, большинство пар предпочитает расписываться именно таким образом.

    Свадьбы обычно празднуются шумно, бурно и весело. В городах арендуется ресторан, в деревнях нередко берут напрокат огромные палатки на 300–500 человек и прямо в них накрывают праздничные столы. Приглашается вся родня: ближняя и та, с которой встречаются только на свадьбах и похоронах. Если попытаться охарактеризовать особенности свадебного гулянья, то в первую очередь можно сказать об обилии разнообразных блюд: в меню входит непременное жаркое, голубцы, целая дивизия тортов (часто чуть ли не каждая приглашенная семья приносит по одному). После еды следующий определяющий фактор – музыка, о которой хочется сказать особо.

    Люди, побывавшие на Балканах, могут подтвердить, что духовые оркестры, известные по фильмам Кустурицы, не выдуманный гротеск, а традиционная реальность, присущая современной Сербии. Любое мало-мальски значимое событие сопровождается живой музыкой. По рассказам одного из наших соотечественников, побывавшего на празднике в Сербии, музыканты буквально ходили за ними по пятам, стояли за спинами во время праздничного обеда и при этом не уставали дудеть в трубы на протяжении нескольких часов два дня кряду. Мне и самой приходилось наблюдать сербский оркестр около городского собора. Нам, сдержанным жителям северной страны, непривычно видеть разгар веселья с музыкой и песнями перед храмом в момент совершения церемонии, но у наших южных братьев-славян сложились иные традиции. Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана. В «свадебный сезон» (весной вне постов и осенью) возле больших храмов Белграда дежурят цыганские духовые оркестры, сопровождающие праздничные кортежи до церкви и на выходе из нее.

    На свадьбе много поют и непременно танцуют национальный танец коло – хоровод, очень похожий на греческий танец сиртаки. Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил меняют новые танцоры. Таким образом коло может длиться бесконечно.

    И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь. Есть, конечно, и пьяные, но гораздо больше объевшихся, охрипших от пения и дам, поломавших каблуки.

    Отгуляет веселая свадьба, довольные гости разъедутся по домам, удавшаяся (серб. – вышедшая замуж) девушка станет молодой женой и начнет привыкать к семейным обязанностям, новой фамилии и новой Крестной Славе.

    Крестная Слава

    Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Чтобы лучше понять национальный характер сербов, стоит с кем-нибудь заговорить о его Славе. В голосе собеседника сразу же появятся особые теплые нотки. И он расскажет, как много веков назад его предки приняли христианство в день памяти святого, ставшего с того момента покровителем и защитником всего рода. Крестная Слава – единственная традиция, которая неизменно соблюдается сербами с момента принятия христианства до настоящего времени.

    В течение столетий порядок празднования Крестной Славы превратился в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач, каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни – Иисуса Христа. Славское жито – вареная пшеница с сахаром и орехами – является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.

    История возникновения Крестной Славы уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Помимо почитания главного бога – Перуна, в каждой семье было свое домашнее божество. После принятия христианства люди, привязанные к своим обычаям, с большим трудом отвергали богов-покровителей. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви. Они настолько полюбились народу, что стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей, монастырей, городов и даже целых областей.

    Слава городов, монастырей и профессий

    «Спасовдан» – Вознесение Господне – является Славой города Белграда: в этот день после литургии в Вознесенском храме по улицам города идет большой крестный ход. В нем кроме архиереев и священников принимают участие представители органов власти, милиции, армии и тысячи и тысячи людей. Движение машин останавливается, и крестный ход шествует по центру города, а вечером в городском парламенте организуется торжественный прием: власти, как хозяева дома, встречают гостей калачом, кутьей и богатым столом. Похоже проходит Слава и в городе Нише – в день святых равноапостольных царей Константина и Елены. Ведь именно в сербском Нише, бывшем некогда крупным городом Римской империи, родился будущий византийский император, сыгравший столь важную роль в истории Вселенской Церкви.

    Славу, или престольный праздник, отмечают храмы и монастыри. Начинается он с Божественной литургии, возглавляемой архиереем, затем следует чин освящения калача и торжественный обед, на котором за одним столом собираются владыки, духовенство и миряне. В отдельных, особо значимых случаях прямо в стенах монастыря может состояться концерт народной музыки.

    Славу отмечают даже учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

    Семейная Слава

    В семьях подготовка к Крестной Славе начинается за несколько дней до торжества. В дом приглашается священник: он совершает чин освящения воды, на которой потом замешивают тесто для калача. Утром в день праздника вся семья приходит в церковь. После окончания литургии священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач вместе с главой семьи. К символу Славы тянутся десятки рук – все присутствующие хотят прикоснуться к освященному калачу, он преломляется: одна половина остается у священника, вторая отдается главе семьи. Половину калача приносят домой, где все домочадцы еще раз молятся и зажигают славскую свечу, которая будет гореть целый день. После этого начинается вторая часть Славы, представляющая собой настоящий домашний пир. Двери дома в этот день не закрываются: с утра до вечера будут приходить гости, а хозяин по старому обычаю даже не присядет за стол из уважения к главному гостю – прославляемому святому.

    Каждая вновь образовавшаяся семья только на второй год самостоятельно отмечает Славу, а до этого молодой хозяин получает от отца четвертинку калача и приносит ее в свой дом. А вот девушка, выходя замуж, приобретет нового небесного заступника, так как при рождении детей именно сын наследует семейную Крестную Славу.

    Крестины

    Сербы так же, как и другие народы, очень любят детей: у городских жителей их один-два, у сельских – двое или трое. В различных областях Сербии рождаемость неодинакова, самый высокий коэффициент наблюдается в Косово: в семьях там от трех до пяти детей, и это несмотря ни на межнациональный конфликт, продолжающийся в регионе, ни на невысокий уровень жизни.

    Интересен тот факт, что, еще будучи трудницами (серб. – беременными), женщины соблюдают церковные посты – эта практика распространена по всей стране, и сербские архиереи поясняют, что кажущаяся строгость основывается на незыблемости Церковного устава.

    Когда в семье рождается ребенок, поздравить малыша и его маму приходят родственники и друзья: они дарят подарки и деньги, которые иногда кладут прямо на младенца. Крещение совершается в разном возрасте, и здесь, как и при венчании, существует обычай кумовства. Крестными могут быть свадебные кумовья, но более традиционно наследственное кумовство: целые семьи состоят в духовном родстве друг с другом на протяжении нескольких поколений. Например, вся семья Станкович является кумовьями породицы (серб. – семьи) Эчимович. В этом случае крестить ребенка вместо отца может сын. Восприемник у ребенка, как правило, один: мальчиков крестит мужчина, девочек – женщина. Интересно, что у сербов даже взрослые люди обязательно должны иметь крестного. В исключительных случаях, если никого нельзя найти, им становится сам священник.

    По совершении таинства присутствующие поздравляют новокрещенного и дарят подарки, после чего их приглашают на обед, меню которого традиционно и для других торжеств. Сначала подают закуску: сыр, колбасу, ветчину, яйца, запеченный болгарский перец, без которого не обходится ни одно застолье. Потом хозяйка может предложить гостям суп.

    Раз уж речь зашла о гастрономических особенностях, стоит отметить, что в Сербии не принято есть каши, черный хлеб и пить чай (черный чай называется русским). В меню отсутствуют любимые у нас борщи и пельмени. Одна русская бабушка рассказывала, как варила пельмени и передавала их дочери, возвращавшейся в Белград самолетом, для своих сербских внучат. Интересно наблюдать и то, с каким недоверием вначале сербы отваживаются попробовать русскую селедку (сырую рыбу!) и с каким удовольствием уплетают ее за обе щеки потом. У каждого народа свои вкусы – в Сербии очень любят фасоль и питу (слоеный пирог), едят много овощей и фруктов, постоянно пьют кафу (кофе) и замечательно готовят мясо. Так что кульминацией обеда станет свинско печенье (серб. – запеченная или жареная свинина), а завершит торжество неизменный торт.

    В каждой местности существуют свои традиции. Но есть еще одна общая черта: при совершении таинства не принято называть человека в честь определенного святого. Взрослых и детей нарекают их собственными именами, отсутствующими в Святцах: Ружицы, Милицы, Богомиры, Боголюбы и Срболюбы уже имеют прославляемых небесных защитников.

    Просветитель Сербии

    Новокрещенное дете (серб.– ребенок) возрастает духовно и телесно, у него появляются братишки и сестренки, и вот приходит пора, когда малыш делает еще один шаг на пути взрослой жизни и идет в школу. Школы в Сербии делятся на основные – 8 лет, и средние – 4 года. Дальше обучение можно продолжить в высшей школе или университете.

    Все учебные заведения особо чтят и славят святого Савву, основателя и устроителя первых школ. К 27 января начинают готовиться загодя, ведь это самый большой праздник учеников и их наставников. Было так не всегда, школы начали отмечать этот день лишь несколько лет назад. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления, нарядные преподаватели во главе с директором ожидают прихода священника в учительской, где уже приготовлены калач, жито, вино и свеча.

    Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, как в России, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть православия и приходят в храм на Рождество, Пасху и Крестную Славу.

    После совершенного молебна и преломления калача программу продолжает праздничный концерт, посвященный сербскому архиепископу. На нем звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки и исполняется гимн, посвященный любимому святому:

    Воскликнем с любовью святителю

    Сербской Церкви и школы

    святительской главе,

    Там венцы, там и слава, где наш

    сербский пастырь Савва.

    Этот день можно назвать Славой всего народа – наряду с Видовданом это крупнейший национальный праздник Сербии.

    Праздники

    «Ни один народ не может так обдуманно и тонко украсить христианские праздники, как сербский народ. Все в них проникнуто трогательными и красивыми обычаями, как прекрасно сотканный ковер», – писал владыка Николай (Велимирович).

    Рождество

    Подготовка к Рождеству начинается в Крещенский сочельник, или, как его называют в Сербии, Бадньи дан. Еще до восхода солнца необходимо пробудиться, взять в руки топор и идти в лес, чтобы срубить бадняк, предварительно помолившись и испросив у него прощение. Бадняк – это дерево дуба, на котором еще не успевают осыпаться высохшие листья, по-сербски оно называется «храст». Дуб символизирует Иисуса Христа, Господь был распят в молодом возрасте, дерево также выбирается молодое, кроме того, слово «храст» созвучно имени Христос. Этот обычай, как и в случае с Крестной Славой, восходит ко временам язычества, когда дуб был культовым деревом. Еще до святого Саввы традиция была христианизирована и дошла до нас в преображенном виде. Бадняк приносят домой, обрубают нижние ветви и ставят перед входом – там он будет находиться до старого Нового года. Обрубленные ветви относят на вечернюю службу, и после ее окончания сжигают прямо перед храмом или дома в печи.

    Обычно на Рождество дети приезжают к своим родителям и утром, после праздничной литургии (в Сербии ночью служат только на Пасху), вся семья собирается за праздничным столом. Обед начинается с преломления праздничного каравая с запеченной в него монеткой. Считается, что тому, кому попадется монетка, будет сопутствовать удача на протяжении всего года. Непременным атрибутом праздничного стола является прася (серб. – поросенок). Его запекают целиком на вертеле прямо на костре или готовят в специальных больших печах. Первый день Рождества семья проводит вместе, а во второй и третий все обычно ходят в гости и едят, едят, едят...

    Новый год

    Собираясь на Балканы к Новому году, я запаслась нарядным костюмом, который так и не довелось надеть. Оказалось, что в той части Сербии, где я находилась, не принято праздновать 31 декабря. И когда я рассказывала, что мы в России, хоть и очень скромно (время поста все-таки), отмечаем начало нового года, сербы очень удивлялись. Настоящий Новый год приходит к ним 14 января (хотя многие празднуют и 1-го и 14-го). Здесь уже присутствуют все необходимые атрибуты – петарды, обилие еды, алкоголя и играющих оркестров. Почти как на свадьбе, только спиртного больше, а тортов меньше.

    Еще один факт, вызвавший у сербов недоумение – то, что в России, оплоте православия, принято украшать елки. «Как? – говорили мои собеседники. – Ведь это же католическая традиция!» Они все никак не могли поверить, что елки в России наряжают уже более 300 лет, еще со времен Петра I.

    Богоявление

    В день Крещения, после чина освящения воды, в некоторых городах на реках и озерах устраивают заплыв-состязание. В воду опускается крест из замороженной прошлогодней крещенской воды, и участники проплывают короткую дистанцию 33 м, каждый старается первым доплыть до креста. Значение этого соревнования, конечно же, символическое. Перед заплывом участников окропляют святой водой, а победителю вручают приз – металлический крест с Распятием.

    Видовдан

    Видовдан – день великой скорби и великой победы, национальный праздник, символизирующий несгибаемость сербского духа. 28 июня 1389 года турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва. По преданию, князю Лазарю накануне боя было видение – он должен был сделать выбор: погибнуть и попасть в Царство небесное или остаться в живых и получить царство земное. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру.

    Газиместан – Косово поле – свято для каждого серба, и сейчас – более чем когда-либо. Ведь именно в настоящий момент у сербов хотят отнять Косово, политое кровью их предков, землю, на которой находится около 2000 православных святынь.

    В Видовдан обязательно проходит литургия во всех храмах Сербии. В Грачанице, православном монастыре Косово, собираются народ, священство, архиереи – все вместе они едут на Косово поле служить панихиду по погибшим воинам. В этом году полицейские силы НАТО и ООН сделали такой сложный и тщательный досмотр машин и автобусов, подозревая сербов в воинственных намерениях, что попали туда очень и очень немногие. Архиереи служили несколько панихид подряд для того, чтобы могли помолиться те, кому удалось прорваться...

    Уход из жизни

    Каждому из нас однажды придется покинуть этот мир. В Сербии очень большое значение придается культуре похорон: это важная часть семейной и общественной жизни. Прийти на похороны и поминки – значит не только помолиться за усопшего и отдать ему последний долг, но и проявить уважение к его семье. На похороны приходят даже к тому, с кем по той или иной причине редко встречались в жизни.

    В Сербии принято вывешивать объявления с портретом усопшего, датами смерти и похорон на дверях дома, подъезда, квартиры. Эту информацию публикуют и в ежедневной газете, а позже так же сообщают о поминках – сорокадневных, шестимесячных, ежегодных.

    В деревнях и небольших городах на похороны приходят «всем миром». Те, кто даже отдаленно знал покойного, считают это последнее прощание своим долгом любви. Если семья православная, умершего отпевают, а после раздают кутью и ракию. Близкие родственники часто носят траур или черную ленточку на кармане. В некоторых местностях неистребимы пережитки язычества: в гроб кладут личные вещи (очки, кофе), на могиле оставляют еду, льют ракию, зажигают сигарету.

    В Черногории перед похоронами мужчины часто произносят речь. Она посвящена жизни, личности умершего, говорит ее старший представитель семьи, товарищ или сотрудник. Иногда бывает и несколько ораторов. В то время пока гроб опускают в могилу и засыпают землей, причитают родственницы-плакальщицы или пожилые женщины. Когда они смолкают, люди молча зажигают свечи на могиле и расходятся.

    Мне рассказали случай, происшедший в Белграде посреди современного микрорайона. Поздним вечером на улицу перед подъездом вышла пожилая женщина в трауре и начала голосить по умершему. Это была не дань обычаю – просто там, в ночной тишине, ей было легче дать выход безысходному горю привычным с древности способом...

    Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков. С раннего детства у ребенка воспитывалось уважительное отношение к храму и духовенству, ведь подчас только Церковь оставалась единственной поддержкой и защитой. В период социализма в каждом доме висела икона святого-покровителя и Крестная Слава; Видовдан и другие традиции помогли миновать мрак безверия. И даст Бог до скончания века никакие бури и потрясения не смогут отнять у сербов самое ценное – их Веру, их Родину, их Свободу.

    Батраева Наталья, Дайович Людмила

    В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье. Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую) как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.

    Сербский мужской костюм

    Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных, носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе) шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы. Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного). Это был длинный кафтан (долама), короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие (короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока (Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен) без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.

    В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.

    Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные, они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления. Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями (листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).

    Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили соломенные шляпы , фесы, сшитые из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка), вошедшие в быт после второй мировой войны.

    Сербский женский костюм

    Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка (зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого, реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное распашное платье.

    Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача, кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии . Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

    Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.

    Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по городской моде.

    Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками (торба). В дни траура украшений не носят.

    Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.

    Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны (чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны , опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление: народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень напоминают опанки.

    Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

    1. 1. Драгана РадоичичЭтнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
    2. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНациональный костюм занимает видное место вкультуре и традиции сербского народа. Каждаяобласть, населенная сербами, характеризоваласьособым костюмом.Различные влияния, климатические,географические, социальные и культурно-исторические, в течении веков влияли наформирование национального костюма вСербии, содержащего, как в своих типическихсвойствах, так и в отношении формированияотдельных частей одежды и украшений,элементы минувших эпох, в которых сменялисьразные культурные слои, врастая друг в друга.
    3. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградСамые яркие – элементыдревнебалканскойпраславянской и словянскойкультур, затем византийского исербского средневекового слоев,турецко-ориентальногонаслоения и веяний изевропейских стран,принадлежащих к относительнонедавнему времени.
    4. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями.
    5. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного.
    6. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНа основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеемданные о свойствах традиционного костюма, в то время какболее ранние периоды, в отношении одежды сельскогонаселения в Сербии, как и в большинстве стран Балканскогополуострова, менее известны, из-за нехватки материальныхдоказательств. Тем не менее, фрагментарный материал болееранних веков (археологические находки, письменные ихудожественные источники), совместно со сведениями оисторических и социально-культурных событиях, позволиливосстановление отдельных предметов одежды. Одежду почтиполностью выделывали женщины в домашнейпромышленности для своей семьи, с исключением отдельныхпредметов одежды и ювелирных изделий, являющихсяпродуктом ремесленников.
    7. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.
    8. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей <платком>), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача <передник>, суконный зубун <длиннополый жилет> (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи <металлические наколки>, красная суконная накидка.
    9. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградКостюмы северо-западных ицентральных частей Сербии содержатнекоторые элементы панонскогокостюма, динарского и центрально-балканского. Самые характерныечерты – черты панонского костюма(конджа <чепец> и убрадач<платок>), две длинные прегачи<передника> без бахромы, длинныерубашки (рубины) с панонскими илидинарскими характеристиками, в товремя как для мужского костюмахарактерна коническая шапкашубара, рубина (рубашка и штаны),суконная кожаная одежда.
    10. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек <жилет>, либаде <жакет>, баядер <широкий шелковый пояс>, антерия <платье>, гунь крджалинац <короткая куртка с рукавами>, чакшире потурлие <широкие штаны>, тромболос <шелковый пояс>), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран <куртка солдатской выкройки>.
    11. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак <короткая рубашка> и скуты <полы>, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу <передник>, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ.
    12. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац <чепец>). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом.
    13. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ <вид шапочки> (в виде кос из шерсти) с превезом <длинный платок>, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу <передник> и пояс, а также и короткий елек <безрукавку>, белый зубун <длиннополый жилет> и белое суконное платье с рукавами.
    14. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил <платье без рукавов>, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух <меховой жилет> без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара <шапка>, суконные тозлуцы <голенища>, опанцы < легкая кожаная обувь> из невыделанной кожи.
    15. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун <длиннополый жилет>, долактеник <жилет с короткими рукавами>, платье, штаны), меховая шубара <шапка>, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач <передников>.
    16. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием.
    17. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии <шаровары> и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде <жакет>, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук.
    18. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев.
    19. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Опанцы  Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева.
    20. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной.
    21. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии.
    22. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры <штаны типа шаровар, с широким задом>, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях.
    23. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградБеневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезаннымиштанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией ипрорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались ввосточной Сербии и Воеводины. Широкие штанытурачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты изголубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а современем их усваивает и сельское население. В начале XX векаони, как часть национального костюма в Сербии, вышли изобихода.
    24. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным.
    25. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма.
    26. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины.
    27. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ середине XIX века где-то носилиелече памукличе, наполненноехлопком, собранное на груди, сподкладкой и застегиваемоечетырмя пуговицами из серебрянойпряжи. Более короткий елек, спродольными вшитыми линиями,на груди сердцеобразно вырезаный,носили летом. Поверх подвенечнойрубашки невесты побогаче носили„срмали“ елек, из бархата/атласа, сшнурами, вышитый сербряныминитками, украшенный блестками.
    28. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы <вид пояса> стали носить позднее.
    29. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры <декоративные пряжки>. Каницы „пестрые пояса“ носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века.
    30. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ торжественных случаях носили окованик/кованик, впередней части которого была металлическая плитка,украшенная разноцветными камнями. Пояс имелдекоративную и употребительную функцию, он затягивалрубашку и подчеркивал красоту женской талии.
    Волосы